Автомастерская, где дают вторую жизнь старым машинам, находится в получасе езды от Тюмени, в деревне Зайкова.
Её владельца, 31-летнего Ивана Гренца, по праву можно называть местной версией Xzibit (ведущий из популярного американского шоу «Тачка на прокачку», где старые разбитые машины превращают в уникальные экземпляры – Прим. авт.).
На протяжении последних пяти лет Иван днями и ночами пропадает в своей мастерской, восстанавливая потрепанные жизнью автомобили с полувековой историей.
За это время ему удалось переделать полностью несколько машин, среди которых – «Москвич» 1954 года и «Волга» 1956 года.
И это не считая тех экземпляров, над которыми он работает прямо сейчас: это автобус-булочная, автомобиль «Зефирка» и Citroën 2CV пятидесятых годов прошлого столетия. 72.ru побывал в мастерской Ивана Гренца и посмотрел, как автохлам превращается в изысканное ретро.
С чего всё началось: корочки столяра, мечта детства и «Москвич» 1954 года выпуска
Иван Гренц – непрофессиональный автомеханик. После армии он выучился на инженера по деревообработке, но работать по специальности не стал.
– Меня, как и любого мальчика, всегда тянуло к автомобилям. На пятом курсе я увлёкся автозвуком. Так у меня появился первый опыт в изготовлении каких-то деталей для машин, – рассказывает тюменец. – Я мечтал сделать собственный бампер, стал лепить детали из стеклопластики и изготавливать матрицу. Дальше – больше. Стал работать на себя, ремонтировать чужие машины, красить их. А потом клиенты нашего автосалона подарили мне старый «Москвич», который 20 лет простоял в земле. С этого всё и началось.
По словам Ивана, он с детства мечтал иметь собственный ретроавтомобиль. На восстановление «Москвича» 1954 года выпуска у него ушло 100 тысяч рублей и 12 месяцев интенсивной работы:
– Эта машина – сборная солянка. Здесь присутствуют запчасти от 20 разных марок: Toyota, «Жигули», Mercedes, есть даже фрагменты от КАМАЗа. Фары пятидесятых годов – то ли от ГАЗ-67, то ли от ГАЗ-69.
Помимо автозапчастей, рассказывает Иван, здесь можно найти и элементы обычного холодильника: например, к машине приварена холодильная дверца.
– Задние колеса тоже самодельные. Сначала я покрасил эту машину в зелёный цвет, потом – в рыжий. Отсюда и название: сначала называл её «зелёнкой», а теперь – «рыжиком».
На отреставрированном «Москвиче» тюменец ездит уже четвертый год – катается как по городу, так и за его пределами.
Вошёл во вкус: советско-американско-японская «Волга»
После «Москвича» Иван переключился на ГАЗ-21 – легендарную советскую «Волгу». Этот автомобиль он решил отреставрировать в американском стиле 50-х годов. В процессе работы отпилил крышу, изменил форму и стиль, четко придерживаясь изначальной концепции, затем обновил внутренности – «начинкой» для американско-советской «Волги» стали запчасти от японских машин, в частности от Toyota Crown.
– Когда делал «Волгу», то испортил восемь пневмоподвесок, – вспоминает Иван.
В общей сложности на реставрацию автомобиля ушел год. Но потраченное время стоило того: раритетный автомобиль не только радует владельца, но и приносит ему почет и славу. В прошлом году Иван Гренц ездил на своей необычной «Волге» в Екатеринбург, где проходила выставка ретроавтомобилей. Оттуда он привёз в Тюмень три кубка и первое место.
Понеслось: первый в мире «Пикап-408», автобус-булочка, «зефирка» и Citroën 2CV из прошлого
Сейчас Иван Гренц занимается переделкой «Иж-2715». Это советский прототип пикапа, известный многим как «каблук». Отсюда и кодовое название, которое Иван присвоил машине: «Пикап-408». Этот автомобиль он переделывает для своего друга.
– Это будет первый автомобиль в стиле американского пикапа. В мире такого не существует. «Морда», двери, задние фонари – от «Москвича-408», поэтому и называется машина «Пикап-408».
Параллельно он реставрирует на заказ автобус-булочную, «зефирку» и машину-реликвию. Автобус, по его словам, уже совсем скоро будет колесить по тюменским улицам и продавать горячие булочки.
– Машина практически полностью переделана, «родная» только крыша. Хозяин называет её «горячей хлеборезкой», а мы – «булочкой». Так как это булочная на колесах (с умывальником, туалетом и холодильником), то мы покрасим её в шоколадный или бисквитный цвет. В итоге получится своеобразный «бисквитный монстр»: корпус от автобуса, «морда» от грузовика, есть детали от трактора и даже от Toyota Land Cruiser.
Одна из самых удивительных машин, которую можно увидеть в мастерской, – это так называемая «зефирка». Кому достанется этот автомобиль – Иван ни в какую не сознаётся.
– Эта «Победа» (ГАЗ-М-20) создаётся почти с нуля, – рассказывает автомастер. – Из своего у машины – только кусок крыши и форма лобового стекла. Всё остальное – новое. Кузов, например, сделан из стеклопластики собственного изготовления. В общей сложности на реставрацию ушло почти два года. Итоговый результат должен быть в стиле тридцатых годов: плавные формы, дутые крылья, отсутствие резких углов. В общем, машина будет воздушной, как зефир.
Еще один автомобиль, над которым колдует автомобильный мастер, – это Citroën 2CV, выпущенный с конвейера еще в прошлом веке и доставленный в Тюмень на реставрацию из Казахстана. Кому принадлежит раритетная машина – Иван не признается, но говорит, что в советское время такой Citroën был только у одной семьи в стране.
– Эта машина – семейная реликвия, которую за последние двадцать лет пытались восстановить несколько раз. Автомобиль побывал уже в четырёх автомастерских, но никто так и не смог его оживить.
В итоге за работу взялась мастерская Гренца.
– Подвеска в машине – нашего производства, мотор тоже нашей установки, салон и рулевое – переварено. Кстати, в этой машине есть несколько интересных фишек. Например, передняя подвеска – от «Газели», а амортизаторы – от кабины грузовика. Определенные детали в машине выглядит классически, но мотор здесь стоит японский, подобрали самый маленький, который нашли. Задние сиденья – от Daewoo Matiz и Toyota. Несмотря на то, что машина – автомат и рукоятка у неё от «Москвича», это не выдает, что модель из прошлого ездит на автомате.