Спорт Рустам Тотров, борец греко-римского стиля, серебряный призер летних Олимпийских игр – 2012 в Лондоне: «Если ко мне не лезут, то и я не лезу»

Рустам Тотров, борец греко-римского стиля, серебряный призер летних Олимпийских игр – 2012 в Лондоне: «Если ко мне не лезут, то и я не лезу»

Юные тюменцы после Олимпийских игр получили возможность поучиться у спортсменов, представляющих Тюменскую область в национальной сборной. Первым мастер-класс для ребят из Тюмени провел борец греко-римского стиля Рустам Тотров.

О том, как шел к успеху, почему стал выступать за Тюмень и как проходят будни профессионального борца, серебряный призер летних Олимпийских игр – 2012 в Лондоне, бронзовый призер чемпионата мира – 2011, заслуженный мастер спорта, обладатель государственной награды «За заслуги перед Отечеством» I степени рассказал в беседе с корреспондентом 72.ru.

– Ты один из двух спортсменов, которые выступали на Олимпиаде от нашего региона и завоевали медали. Как получилось, что ты представлял Тюмень, ведь твой родной город...

– ...Владикавказ. (Улыбается.) На самом деле изначально я выступал за Москву и Владикавказ параллельно. Потом мне предложили представлять Тюмень. Условия были хорошими, и я на них согласился. Здесь действительно лучше. Например, в Москве я не мог вовремя приезжать на тренировки, постоянно опаздывал. Это было связано с постоянными пробками. Получалось, что где-то недосыпал, где-то недоедал, где-то какие-то упражнения не успевал вовремя сделать. Это очень сильно влияло на результат.

Здесь нет такого ажиотажа. Нет пробок, везде можно успеть, город значительно меньше, чем Москва. Много факторов, из-за которых мне здесь гораздо комфортнее. Когда мне предложили, я приехал, посмотрел, и мне все понравилось, я сразу остался.

– Как ты оцениваешь тренировочную площадку в Тюмени?

– Да, здесь очень хороший зал, можно даже сказать, отличный. Там есть и ковер, и тренажерный зал, и штанги – в общем, все то, что необходимо для тренировок профессиональному спортсмену-борцу.

– А сам город тебе нравится?

– Город очень нравится. Здесь есть абсолютно все для того, чтобы с пользой провести свободное время. Довольно развитый город, даже не знаю чего здесь нет. (Улыбается.)

– В Осетии как отнеслись к твоему переезду в Тюмень?

– Это мое личное решение. Семья моя живет здесь. Они изначально, когда я приехал два с половиной года назад, переехали вместе со мной.

– На площадке ты ведешь себя как истинный боец, всегда яростно борешься, а в жизни довольно спокойный и скромный человек. Как тебе удается сочетать в себе эти качества?

– На самом деле, ковер – это мое профессиональное дело, где, естественно, по-другому и быть не должно. Когда спортсмен выходит на ковер, перед ним стоит задача победить. Поэтому приходится бороться.

– Сейчас у тебя отпуск, а потом ты опять приступишь к тренировкам. Собираешься закрепиться в сборной и выступать в ее составе на летней Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро?

– Сейчас я отдыхаю. Требуется время, чтобы прийти в себя после Олимпиады. Перед ней был очень тяжелый цикл четырехлетней упорной и кропотливой работы. Что же касается сборной, я был в ней и остаюсь. Конечно, у меня есть планы, я буду бороться дальше. Но загадывать на четыре года вперед я считаю неправильным и неактуальным. За это время много чего может произойти. Будем работать и идти вперед, а там уже посмотрим, куда этот путь приведет.

– Сколько обычно длится твой отпуск?

– Обычно отдых не очень продолжительный – две-три недели. Но даже в это время надо поддерживать форму: поиграть в футбол, поплавать в бассейне, в лесу погулять. Сейчас после четырехлетнего тренировочного цикла отпуск будет чуть дольше.

– Расскажи о своем распорядке дня во время сезона.

– Распорядок стандартный. Подъем в восемь утра. Около часа длится зарядка, которая включает в себя разные компоненты – пробежку, отжимания, прыжки, упражнения на турнике. Обязательно есть специальная работа с партнером, в ходе которой закрепляются приемы. После зарядки отдыхаем. Первая тренировка на ковре бывает часов в 11. Если спортсменов много, нас делят на две группы, занятия проходят по очереди и длятся по полчаса.

Практически сразу после первой тренировки идем на обед, после чего отдыхаем пару часов. Все это время проводят по-разному – кто спит, кто книжку читает. Вечером проходит еще одна тренировка. Полтора-два часа мы занимаемся на ковре. По такому расписанию проходят понедельник и вторник. Среда – обычно банный день. Есть время на отдых, можно восстановиться и прийти в себя. Борцы отправляются в баню или на массаж. В команде с нами работают два массажиста, которые помогают восстановлению. Спортсмены могут обращаться к ним каждый вечер, но это зависит от индивидуальных особенностей каждого. Кому-то массаж помогает поддерживать мышцы в тонусе, а кого-то наоборот расслабляет настолько, что на следующий день результаты становятся хуже.

Четверг и пятница проходят по расписанию первых двух дней недели. Иногда тренеры корректируют распорядок, исходя из состояния борцов. Если спортсмены слишком перегружены, то в пятницу вечером вместо тренировки можно поиграть в футбол или баскетбол. В субботу с утра мы отправляемся в баню и на массаж, а потом уже сами планируем свой отдых. В воскресенье спортсмены полностью свободны. Можно пойти на футбольную или баскетбольную площадку, можно просто отдыхать. Когда мы бываем на сборах в Адлере, то играем в футбол на искусственном поле. Там вообще большая база, на которой есть все для полноценных тренировок.

– Сколько времени в году ты проводишь на сборах?

– За год бывает 12–13 сборов, которые длятся по две-три недели. А после сбора мы часто выезжаем на какой-нибудь турнир за границу. Получается, очень много времени проводим вне дома. Если повезет, то хотя бы одну неделю из месяца я провожу дома.

– А каков твой рацион питания? Есть какие-то продукты, которые тебе категорически запрещены?

– Совершенно никаких запретов. Особенно для меня. (Улыбается.) Все дело в том, что я выступаю в весовой категории 96 килограммов. Все, кто борется в этой категории, весят 100 килограммов и больше. У меня же вес колеблется от 95 до 98. Мне наоборот нужно толстеть, но не совсем получается. Поэтому никаких табу на сладкое или что-то еще у меня нет. Когда сборная находится в Адлере, там работает шведский стол. Тогда мы едим все то же самое, что и отдыхающие. Другое дело, когда ближе к соревнованиям кому-то надо сгонять вес. Чтобы убрать лишние килограммы, спортсмены сами себя ограничивают. Каждый сам знает особенности своего организма, и все без подсказки тренера следят за собой.

Когда я нахожусь дома, то супруга готовит мои любые блюда. К тому же в Тюмени есть специализированный магазин «Гаттака спорт», где я покупаю витамины.

– Расскажи, как ты начал заниматься борьбой. Почему выбрал именно греко-римский стиль, ведь в Осетии больше развита вольная борьба?

– Лет с десяти я начал заниматься вольной борьбой. Долгое время ходил на тренировки, но потом стал заниматься футболом. Маленький тогда был, дурачился, всерьез спорт не воспринимал. Когда во второй раз начал заниматься борьбой, уже чуть более осмысленно к этому относился, старался не пропускать тренировки. В это время совсем рядом открыли зал греко-римской борьбы. И когда я опаздывал на тренировку, приходил в этот зал и занимался там. Правила немного отличаются в этих стилях, а в остальном все тоже самое. Постепенно я втянулся в коллектив, стал ездить на соревнования по греко-римской борьбе, показывать какие-то результаты. И со временем перешел туда полностью.

– Приходилось ли тебе применять силу где-то вне спортзала, чтобы разрешить какие-то конфликты?

– Я стараюсь решать подобные вопросы другим способом. Конечно, приходилось драться, например, в детстве. А в более сознательном возрасте такого не было. Когда возникает конфликтная ситуация, я всегда являюсь инициатором того, чтобы побыстрее это прекратить и решить проблему мирным путем. Если меня не провоцируют, то в споры не вступаю – ко мне не лезут, и я не лезу.

– Если бы у тебя спросили, отдавать ребенка в греко-римскую борьбу или нет, что бы ты посоветовал?

– Я бы точно сказал, что следует отдать ребенка в секцию. Но когда он начнет заниматься, уже должен сам принять решение, становиться ему профессиональным спортсменом или нет. Спорт закаляет характер. Занимаясь, получаешь определенное воспитание, общаешься со сверстниками, чему-то учишься, по-другому начинаешь смотреть на мир и все происходящее. Потом человеку в жизни будет легче.

Спорт – это удел сильных. Чтобы победить, надо много работать, каждый день трудиться и совершенствоваться. Это очень сложно, но стоит того, чтобы подняться на пьедестал почета. Я советую отдавать детей в спортивные секции не только для того, чтоб они становились профессиональными спортсменами, но и просто для общего развития. В любом случае это принесет только пользу.

– У тебя есть дети?

– Да, у меня сын. Ему два с половиной года.

– Ты отдашь его в борьбу?

– Вообще я планирую кое-что другое, пока рано об этом говорить. В дальнейшем уже он сам для себя решит, чем заниматься.

– Что самое сложное в профессиональном спорте?

– Сложнее всего каждый день заставлять себя делать одну и ту же работу, чтобы достичь какого-то результата.

– Хотел бы ты заниматься каким-нибудь другим видом спорта?

– Сейчас уже поздно. (Смеется.) Если честно, я об этом никогда не думал. А вообще мне нравится футбол. Очень понравился хоккей, после того, как посмотрел игру вживую. Пару раз получилось так, что во время домашних игр «Рубина» я находился в Тюмени. Смотреть, находясь в непосредственной близости от корта и игроков, намного интереснее, чем по телевизору.

По-другому дело обстоит с футболом. Раньше я пристально следил за миланским «Интером», но после того, как Жозе Моуринью покинул тренерский пост, они немного сдали позиции. Теперь я люблю посмотреть просто красивый футбол, например, игры таких грандов, как «Барселона», «Реал», «Манчестер Юнайтед» или «Челси». Из российских команд симпатизирую ЦСКА и слежу, как идут дела в Премьер-лиге у «Алании».

– Не могу не спросить о лондонской Олимпиаде. Оставим в стороне вопросы судейства. Расскажи, стоит ли всех приложенных усилий олимпийское серебро?

– Конечно, это того стоит. Сейчас я понимаю, насколько мне дорога эта награда. На тот момент, когда финальный поединок только закончился, я не совсем понимал, что происходит, и мне было грустно от того, что медаль не золотая. Сейчас я понимаю, что надо радоваться. Раз так распорядилась судьба, значит, так и должно быть. На пьедестале я где-то в глубине души был рад награде, но было больно от того, что золото упустил, хотя мог его завоевать.

– Олимпийское серебро – самая дорогая для тебя награда?

– Конечно! Дороже олимпийской медали для спортсмена нет абсолютно ничего.

– Не было обидно, что не попал на церемонию открытия?

– Нет, совершенно не обидно! Я считаю правильным, что приехал позже. В этом мое личное мнение и решение тренерского штаба совпали. С самого начала на играх большой ажиотаж, много внимания к спортсменам. Это заставляет волноваться, нервничать. Я же спокойно провел это время на базе в Подмосковье. К чему мне лишнее психологическое давление? За день до своей первой схватки я прилетел в Лондон, взвесился и на следующий день боролся. Но все равно почувствовал на себе всеобщее волнение. Считаю, что самое оптимальное решение для любого спортсмена – приезжать и сразу бороться.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО, видео Юрия БЫБИНА и Натальи ФЕДОРИНОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем