Город Немцам нужно прошлое, нам – эксперименты

Немцам нужно прошлое, нам – эксперименты

Вероятно, многие читатели были в Тобольске или даже в Абалаке. А потому должны помнить впечатляющую панораму с Алафейской горы на пойму Иртыша. Ну, а если не были, всегда можно увидеть ее в фильме «Война» режиссера Алексея Балабанова, ставшим первым для актера Алексея Чадова и предпоследним для Сергея Бодрова-младшего. Алафейская гора – это название высокой террасы на правом берегу реки Иртыш. В частности, высота Троицкого мыса, на котором расположен Тобольский кремль, составляет 60 метров.

1 из 7

В то же время мало кто знает, что такой же величественный вид можно застать гораздо ближе к Тюмени. Для этого надо ехать по Червишевскому тракту до села Исетского, за ним пересечь реку Исеть и сразу повернуть налево. На подъезде к селу Красногорскому, всего в 100 км от областного центра, вы найдете такую же гору, как в Тобольске, с перепадами высот до 40-60 метров, склонами под 45 градусов и множеством оврагов. Названия у этой горы нет, а самый большой из оврагов называется Марьиным ущельем. Кремля на вершине горы тоже нет, но… с высоты горы на пойму Исети взирают древние курганы.

Кто их строил? Увы, названия того народа мы не знаем. В честь поселка Саргатское в Омской области мы называем строителей курганов саргатской археологической культурой. А как называли себя они сами, как их величали друзья и враги (и кто был друзьями, кто врагами) – нам неведомо. Первоначально саргатов считали предками венгров, однако между исчезновением первых и возникновением вторых имеется разрыв в 200 лет, да и внешний облик разный. Сейчас принято считать, что саргаты состояли из двух этнических компонентов, культурообразующего скифского и подчиненного угорского. По времени своего расцвета (100–400 годы н.э.) саргатская культура больше всего соответствует эпохе грозных гуннов, однако это не более чем предположение. Единственное, что мы знаем о саргатах – это курганы и находки в них, если археологи каким-то образом смогли опередить грабителей.

1 из 8

Впрочем, люди непрерывно жили в этом месте задолго до саргатов. В том числе в VI тысячелетии до нашей эры, с которого на Руси считалось сотворение мира до реформы Петра I. Жили и после саргатов. Может быть, известно тогда хотя бы название этой страны? Неизвестно. 20 лет назад покойный уже Александр Васильевич Матвеев предложил называть это место Ингальской долиной, а раньше не было никакого названия.

Может быть, это место совсем ничем не примечательно, зачем я уделил ему столько внимания? Ну как сказать… Согласно книге Е.Н. Волкова «Комплекс археологических памятников Ингальская долина», одних только курганов в этом месте насчитывается 177. Для сравнения: во всем Египте лишь 118 пирамид. Китайских пирамид чуть больше 100. В 1981 году Матвеевы обнаружили в долине украшения, аналогичные драгоценностям из Сибирской коллекции Петра I, хранящейся в Эрмитаже. А какие ученые интересовались долиной – Даниэль Готлиб Мессершмидт, Герхард Фридрих Миллер, Петр Симон Паллас… немцы, в общем. Наши русские подключились позже.

Здесь надо бы воздеть руки к небу и воскликнуть: Господи, ну почему же так! Почему мы не ценим историю, почему ездим смотреть на пирамиды в Египет, а не на курганы в Упоровский район, почему сносим старинные здания и т.п.?!.. Не буду. Потому что ответ очевиден: такой у нас национальный характер. Каждый народ для своего рожден. Пусть немцы нуждаются в славном прошлом, а мы нуждаемся в другом.

1 из 8

Мы нуждаемся в эксперименте. Коммунизм построить – не проблема, до 1980 года успеем! Снести коммунизм и вернуть капитализм? Да тоже не вопрос, придется помучиться только, так ведь не впервой. Прошлое только мешает эксперименту, потому что заставляет отвечать на неудобные вопросы. По той же причине говорят, что в России за 10 лет меняется все, а за 200 лет ничего. Потому что когда эксперимент закончился, надо после него прибраться, чтобы новый начинать. И так никаких материальных ценностей не накопить, вот и радуемся тому, что главное сокровище России – природа, а не что-то рукотворное.

Только не надо нас за это упрекать. Эксперименты нужны, ведь с их помощью человечество нащупывает дорогу в будущее. Нашими руками. А чтобы посчитать свои курганы, немцев пригласим, всегда так делали.

Дмитрий Кошелев. 37 лет. По образованию юрист, по работе финансист, а в душе историк. Только очень везучий, ведь в отличие от подавляющего большинства историков самому довелось стать свидетелем и где-то даже участником исторических событий. Поэтому любимый исторический период – современность.
Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем