Город Игорь Ясулович, народный артист России: «Даже снимаясь в военных картинах, я никогда не нажимал на курок»

Игорь Ясулович, народный артист России: «Даже снимаясь в военных картинах, я никогда не нажимал на курок»

В спектакле «Война» режиссера Владимира Панкова, премьера которого состоялась на сцене Тюменской филармонии в конце сентября, одну из главных ролей сыграл известный российский артист Игорь Ясулович. Только прилетев в Тюмень, Игорь Николаевич сразу же должен был отправиться на репетицию, но согласился ответить на несколько вопросов корреспондента 72.ru о своей профессии и о спектакле с таким непростым названием.

Вы считаете себя сейчас профессионально востребованным?

– На этот вопрос довольно сложно ответить: мало ли что я считаю, главное, что считают те люди, которые мною заинтересуются, пригласят и предложат работу. Как-то я не задумываюсь на эту тему – есть работа в МТЮЗе (Московский театр юного зрителя. – Прим.авт.). Театр у меня замечательный, там работают два удивительных режиссера – Генриетта Яновская и Кама Гинкас, есть спектакли, сделанные режиссером Декланом Доннелланом – все это работа очень интересная насыщенная. Ну что ж, вот она есть, и я не жалуюсь. Наша профессия такова, что выходных дней практически не бывает – у людей праздники, а мы работаем.

Игорь Николаевич, в чем, на ваш взгляд, смысл актерской профессии? Что вы лично ждете от нее, что в ней ищете?

– А в данном случае ответ довольно простой. Люди нашей профессии занимаются человеческой душой. Это как раз чрезвычайно интересно и поучительно – важно понять мотивы поступков, нащупать болевые точки, задать вопросы, разобраться в том, что же такое человек, почему он поступает так, а не иначе. Вот в этом и смысл профессии.

1 из 2

Расскажите, с какими удивительными людьми вам посчастливилось встретиться в жизни?

– Любой человек интересен. Мы живем больше 30 лет в деревне, купили там дом и каждое лето приезжаем. Люди, которые там живут и с которыми мы общаемся, очень интересны. И конечно, в этом ключе я могу, прежде всего, вспомнить своих учителей. Я учился на курсе у Михаила Ильича Ромма, прекрасного режиссера и замечательного человека. Да всех педагогов без исключения я могу назвать: они много сделали для нашего формирования, передали многое – культуру, опыт. Все эти люди корнями уходили в другое время – они уцелели, а театр был уничтожен. Сегодня я с большой благодарностью этот багаж знаний использую.

Какие основы актерского мастерства, прежде всего, стараетесь донести до своих студентов?

– Во-первых, то, что я сам получил от моих учителей, чем пользовался. Это естественно – передавать из рук в руки. Что-то развивается, это же не застывший опыт, а живое дело. И студентам важно прикоснуться к этому, переварить и использовать. Когда мы репетировали с Эрастом Павловичем Гариным и вдруг останавливались, потому что не складывалась сцена, он, бывало, говорил: «Ладно, оставь, тут нужно погнить». Вот это очень точное выражение – «погнить». Когда ты загружаешь в себя много всего, время от времени вспоминаешь, прикасаешься к этому, а работа внутри продолжается. И когда вступаешь на площадку, вдруг проявляется.

А что сегодня нужно человеку, который приходит в зрительный зал? Изменился ли современный зритель?

– Это вопрос к зрителю. Я могу сказать, что мне интересно. Мы приехали, можно сказать, с молодежным спектаклем (спектакль «Война». – Прим.авт.) – молодой режиссер, молодые актеры. И когда меня пригласили играть в нем, я с большим интересом наблюдал, как они работают. Не скрою от вас – смотрел с восхищением. Ребята молодые универсальны – они умеют играть на инструментах, владеют драматическим мастерством, они вокалисты. Есть такое понятие – «пахать». Вот они как раз «пашут». У меня появляется надежда, что все-таки не оскудеет российский театр. Хотя иногда появляются тенденции, которые мне не очень нравятся – антреприза оказывается важнее, чем репертуарный театр. Но на мой взгляд, все имеет право на существование, однако основа – это репертуарный театр, который переживает не лучшие времена – происходит смена поколений, уходит поколение режиссуры, определявшей лицо театра, на подходе новый театр. Я застал время – 60-е годы прошлого века, когда театр тоже был в кризисе, но на смену приходило поколение таких режиссеров, как Ефремов, Захаров, Товстоногов… Надо смотреть на изменения спокойно и внимательно и не рубить с плеча.

Вы соглашаетесь на любые роли или все-таки отбираете для себя то, что по душе?

– Очень просто. Если есть там судьба человеческая, характер, поступки – соглашаюсь.

В Тюмень вы привезли спектакль «Война» режиссера Владимира Панкова. Как в нем раскрывается тема войны, которая так актуальна сегодня?

– Повторюсь, что наблюдая, как работают молодые артисты и молодой режиссер Владимир Панков, я был восхищен. И говорю это не для красного словца. Это действительно очень самоотверженная, честная и трепетная работа. Что касается темы... Я не воевал, но родился в 41-м году и всю жизнь прожил с этим ощущением. Человечество почему-то не желает учиться на ошибках, оно наступает на грабли, потом вдруг останавливается в потрясении, опустошении, потом судорожно начинает восстанавливать разрушенное, клянется, что больше никогда, и через некоторое время снова наступает на эти же грабли. Я, слава богу, даже снимаясь в военных картинах, никогда не нажимал на курок, мои герои никого не убивали. Если раньше было рыцарство, выходили на поединок один на один, это было честно, а сейчас можно накрыть залповым огнем. И это доблесть? Прикатили технику, зарядили, кнопку нажали, и там где-то гибнут люди, которых мы не видим. Там беда, страдания, а у нас время обеда, никаких моральных издержек. Пора уже, пора как-то одумываться.

В марте 2013 года вы были награждены орденом Почета «За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность». Что для вас лично значит эта награда? Что в своей профессиональной деятельности считаете наибольшей заслугой? Чем запомнитесь, на ваш взгляд?

– Я делаю свое дело, выхожу на подмостки и стараюсь хорошо играть. Когда ты прикасаешься к драматургии Чехова, Островского, Шекспира, есть много, о чем подумать, затронуть душевные струны. Это не значит, что я буду настырно заставлять зрительный зал что-то там почувствовать. Если меня самого это волнует, я откликаюсь на эти вещи, думаю, открываю новые повороты у этих авторов-гениев, то и зрители невольно почувствуют и откликнутся – будут смеяться, грустить, вытирать слезу. Это и есть вклад, наша постоянная забота и работа – человековедение.

Фото: Фото Юрия БЫБИНА, видео Тюменской филармонии, Анастасии ЖЕРДИНОЙ, Юрия БЫБИНА и Павла СОЛДАТКИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем