Луиза Носкова не так давно вернулась из командировки в олимпийский Ванкувер, где наблюдала за перипетиями игр и смогла составить собственное впечатление о том, почему наши спортсмены выступили на Олимпиаде не совсем так, как ожидалось. Также любопытен ее взгляд на перспективы наших земляков в Сочи-2014 и на те действия, которые мы еще можем предпринять, чтобы на родной земле если не вернуться в ряды спортивных супердержав, то хотя бы начать восхождение.
Напомним, Луиза Носкова первой из спортсменов Тюменской области завоевала золотую олимпийскую медаль – в 1994 году в Лиллехаммере в составе эстафетной команды биатлонисток, заложив таким образом чемпионский фундамент для последующих успехов младших подруг по сборной России, представляющих наш край, – Галины Куклевой (чемпионка Олимпиады-98 в Нагано) и Альбины Ахатовой (чемпионка Олимпийских игр 2006 года в Турине). Именно Луизе Носковой в «золотой» гонке удалось на третьем этапе вырваться вперед и передать подруге, завершавшей эстафету, лидерство, которое российская команда уже не упустила. Поэтому мы не могли не вспомнить и об исторических для тюменского спорта днях норвежского триумфа.
– Сейчас много обсуждают итоги Олимпиады, которые признаны неудачными. Вы эту точку зрения разделяете?
– Действительно, игры оказались для нас не совсем удачными (в неофициальном медальном зачете сборная России заняла 11 общекомандное место, завоевав три золотых, пять серебряных и семь бронзовых медалей. – Прим. авт.). Мне очень сложно давать какие-то комментарии, не работая со сборными командами по видам спорта. Могу только догадываться и предполагать о причинах некоторых неудач. Если говорить о биатлоне, то, на мой взгляд, причины в том, что спортсменам к Играм не удалось выйти на пик своей спортивной формы. А в первый же день, когда проходили спринтерские гонки, была не совсем верно подобрана смазка: погодные условия поменялись и, естественно, это сказалось на скольжении лыж.
– Кто в таких случаях несет ответственность прежде всего: сами спортсмены, тренеры? Ведь так не должно быть. Люди готовятся четыре года к главным стартам в карьере, может быть, шанса попасть на Олимпиаду больше не представится. И вдруг, оказывается, не готов. Может быть, нашим специалистам не хватило опыта по выведению подопечных на пик формы?
Луиза Николаевна Носкова (Черепанова), заслуженный мастер спорта, кавалер ордена Дружбы. Заниматься спортом начала в г. Лабытнанги (ЯНАО) в секции лыжного спорта у тренера Хамита Ахатова. Затем перешла в биатлон под руководство тренера Леонида Гурьева. Чемпионка мира по биатлону 1989 года в командной гонке (Файстритц, Австрия), олимпийская чемпионка по биатлону в эстафете 4х7,5 км (Лиллехамер, Норвегия 1994 год). Завершила карьеру в 1998 году. Работала преподавателем в ТюмГУ, профессор кафедры лыжного спорта. С 2005 года – заместитель директора департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области.– Мелочей в этом процессе нет. Каждый должен отвечать за свою работу, не вмешиваясь в компетенцию других специалистов. Спортсмен – тренироваться и неукоснительно выполнять тренировочный план подготовки. Тренеры должны грамотно подобрать методику тренировки и спланировать подготовку, спортивные медики – следить за здоровьем и восстановлением спортсменов. Я думаю, что анализ подготовки спортсменов к Олимпийским играм и выводы будут сделаны специалистами после окончания зимнего спортивного сезона.
– Вообще разговоры об отсталости наших нынешних технологий, методик сейчас звучат все громче.
– Конечно, необходимо двигаться вперед и совершенствовать формы и методы подготовки спортсменов. Это не значит, что нужно перечеркнуть отечественную методику тренировки, которая приносила успех еще советским спортсменам, а взять все лучшее из спортивной практики многолетнего тренировочного процесса спортсменов, в том числе и зарубежных стран. Показательно, что многие страны сегодня используют разработки советских специалистов – Китай и некоторые страны Европы. Кроме того, в 1990-е с развалом Советского Союза мы в одночасье лишились большого числа спортивных объектов, тренеров, спортсменов. Никто к этому не был готов. Возникла необходимость восстанавливать инфраструктуру, кадры. И реальное улучшение началось лишь лет пять назад: строятся новые комплексы, спортсооружения, выделяются финансовые средства на спорт.
В настоящее время необходимо решать вопросы по подготовке молодых тренеров, стажировке, повышению квалификации. Все эти процессы должны происходить в совокупности. Только тогда можно ожидать результатов. Детей нужно отбирать со школьной скамьи, а в некоторых видах спорта – и с детского сада, потому что есть ранняя специализация по некоторым видам. Одним словом, должна быть логически выстроенная цепочка в поиске талантов, «звездочек», в подготовке будущих чемпионов.
– Инфраструктура устарела, тренеров не хватает, тем не менее, мы многие годы продолжали показывать на Олимпиадах хорошие результаты. Получается, все эти годы мы держались на плаву за счет старого багажа?
– Повторюсь, движение вперед началось. Но этого багажа для удачного выступления в Ванкувере не хватило. Будем надеяться, в Сочи уже будет виден определенный результат нынешней работы. Вообще для полноценной смены поколений должно пройти еще лет семь-восемь. Вспомним, во время распада СССР закрылось огромное количество спортивных школ, дети, тренеры остались не у дел. А на этих Олимпийских играх как раз должны участвовать спортсмены того возраста (23–24 года), которые в начале 1990-х остались в спортивных секциях в очень ограниченном количестве. Образно говоря, скамейка запасных оказалась короткой.
– В годы расцвета вашей карьеры конкуренция была выше, попасть в сборную было труднее?
– Конкуренция есть всегда. В частности, в биатлоне она очень жесткая. Практика показывает, что не все спортсмены ее выдерживают, в итоге уезжают в другие страны, где оказываются безоговорочными лидерами. Примеров тому достаточно. А в сборную отбираются всего шесть человек.
– Мы уже знаем, что по следам событий в Ванкувере в спортивном руководстве сейчас происходят серьезные изменения. И, судя по всему, это только начало. В Тюменской области громких отставок не предвидится. Тем не менее, на местном уровне определенные выводы уже сделаны?
– Я считаю, что не надо делать поспешных выводов. Тем более, что спортсмены, представляющие Тюменскую область, выступили весьма успешно. Впервые представители лыжных гонок вошли в олимпийскую сборную и завоевали две бронзовые медали. Выступление биатлонистки Анны Булыгиной также можно расценивать как успешное. Буквально на прошлой неделе завершились Паралимпийские игры, где тюменские спортсмены завоевали одиннадцать медалей различного достоинства. Конечно, есть некоторые моменты, на которые необходимо обратить внимание. По окончанию зимнего сезона будет проведен тренерский совет, где будут заслушаны отчеты главных тренеров команд по выполнению поставленных задач на спортивный сезон. Будут подведены итоги четырехлетнего цикла подготовки.
Главное, что мы сейчас можем сделать на местном уровне, – это развивать массовый спорт как основу побед в спорте высших достижений, строить новые объекты, культивировать новые виды, которые могут быть интересны для молодежи. В традиционно сильных школах – биатлоне, лыжных гонках – идет своя планомерная работа, готовимся к Олимпиаде в Сочи-2014. С 2007 года в поселке Мичурино ведется строительство центра зимних видов спорта «Жемчужина Сибири». Лыжные и лыжероллерные трассы, биатлонное стрельбище, сервисный центр и домики для проживания уже готовы. Поэтому лыжники и биатлонисты Тюменской области имеют возможность повышать свой уровень мастерства на великолепных трассах. В прошлом году на базе центра открылись спортивные классы, в которых сегодня проходят подготовку 24 юных спортсмена. Это перспективные ребята, наш ближайший резерв в лыжных гонках и биатлоне.
– А вас в свое время как нашли, если можно так сказать?
– Обычная история. Я родилась в городе Лабытнанги, училась в школе. И однажды на урок физкультуры пришли тренеры ДЮСШ Хамит и Татьяна Ахатовы (родители Альбины Ахатовой. – Прим. авт.) отсматривать перспективных детей. Меня не отобрали, и это задело мое самолюбие. В итоге за компанию с подружкой я все-таки пришла в секцию. Да так там и осталась, на всю жизнь связав себя со спортом. То есть все началось с обычного урока физической культуры.
– Значит, вот как становятся олимпийскими чемпионами! Давайте все же вернемся на 16 лет назад, в норвежский город Лиллехамер. И вспомним, как вы готовились к Олимпиаде, как выходили на пик формы.
– Напомню, что женский биатлон дебютировал на играх лишь за два года до этого – в 1992 году в Альбервилле. Предолимпийский 1993 год получился для меня сложным. На тот момент я не входила в состав сборной России, так как едва вышла из декретного отпуска, а затем последовала череда травм. Готовилась отдельно от команды в Тюменской области под руководством своего тренера Леонида Гурьева. А попасть в олимпийский состав, когда ты тренируешься вне сборной, не на глазах у ее наставников, гораздо труднее. Помогло то, что тренеры знали меня по предыдущим выступлениям, так как я была раньше в сборной команде страны. Но в первую очередь, конечно же, сыграли свою роль результаты отборочных стартов.
В подготовке непосредственно перед Олимпиадой выделю два, на мой взгляд, положительных момента. Во-первых, тренеры приняли решение пропустить один из предшествующих Олимпиаде этапов Кубка мира. Во-вторых, сбор проходил в горах, на высоте, что позволило заложить фундамент функциональной подготовки.
– Что-нибудь любопытное, забавное можете вспомнить о выступлении на Олимпиаде?
– С ходу трудно что-то припомнить. Во время игр настолько концентрируешься, ощущаешь такую ответственность, что отключаешься от всего вокруг. Все внимание направлено на предстоящее выступление.
– Можете на личном опыте сказать, что важнее для того, чтобы стать великим чемпионом: талант, упорный труд, сумасшедшая вера в себя?
– Наверное, все в человеке в достаточной мере должно сочетаться. Но если расставлять по местам, то спортсмен прежде всего должен быть трудолюбив. Без этого никакой талант успеха не принесет. Однако и без способностей добиться чего-то очень тяжело. Неслучайно тренеры стараются отобрать тех, у кого наибольшая предрасположенность к тому или иному виду спорта. Наконец, без упорства, уверенности в себе на больших стартах делать нечего. Если в ответственный момент спортсмен не способен превозмочь себя, совладать с нервами, победа уйдет к другому. Ведь на высшем уровне сегодня готовность спортсменов чаще всего примерно одинаковая. Очень редко теперь бывает, чтобы кто-то один был на голову сильнее остальных. В этот момент на первый план выходит психология.
Не будем забывать и другие аспекты, например, технические. Если говорить о биатлоне, то это подготовка оружия и лыж. В общем, все в должно сочетаться в комплексе и выделить что-то одно очень сложно. Очень важна и роль тренера. Именно он может помочь раскрыть способности усердному, найти стимулы для талантливого, а иногда и просто заставить работать.
– Бывает, что тренер может и убить желание заниматься.
– Поэтому к тренерским кадрам сегодня предъявляются очень высокие требования. Тренер не только учит, помогает, он также отвечает и за здоровье подопечных. Вопрос подготовки, повышения квалификации тренеров в наше время стоит очень серьезно. Это и специалист, и психолог, и воспитатель, а не просто человек, который провел тренировку, закрыл зал и пошел домой. Он должен быть в постоянном контакте с детьми, родителями, следить за образом жизни ребят, питанием, формированием характера, поскольку это тоже в будущем повлияет на достижение результатов в профессиональном спорте. Когда я сама занималась у Ахатовых в секции, они очень большое внимание уделяли формированию личности ученика, много общались с нами, формировали командный дух, чувство патриотизма, взаимовыручки.
– Не случайно говорят, что тренер для спортсмена порой вместо родителя.
– А мы так и считали, что тренер для нас – вторая мама или второй папа. В этом смысле, безусловно, профессия тренера, педагога – это призвание.
– В Ванкувер поехали четыре представителя Тюменской области. Неплохой показатель. И все-таки – их могло быть больше?
– Всегда хочется, чтобы наших спортсменов в олимпийской сборной было больше. Перед этими играми у нас было семь кандидатов на поездку в Канаду. Отобрались четверо. Повторюсь, в традиционно сильных в наших краях видах спорта – лыжных гонках и биатлоне – в сборную попадают лишь по шесть человек. А конкуренция очень высока. Приятно, что успешно выступили наши лыжники Наталья Коростелева и ее младший брат Николай Морилов, завоевавшие бронзовые награды. Это, можно сказать, первые ласточки в лыжных гонках, ведь до недавнего времени медали нам приносил в основном биатлон.
И здесь у нас перспективы, на мой взгляд, очень хорошие, подрастает талантливая молодежь. Так что надежда, что уже через четыре года в Сочи представительство Тюмени в олимпийской сборной вырастет, имеет основания. Не будем забывать про грядущие летние Олимпийские игры 2012 года в Лондоне. Здесь, хочется верить, мы также увидим тюменских спортсменов. Отмечу, что для ведущих спортсменов нашей области создаются все необходимые условия и финансирование их подготовки к самым ответственным стартам производится на сто процентов. И эти колоссальные вложения должны вылиться в результат – олимпийские медали.
– Проблема, с которой сталкивается каждый спортсмен по окончании карьеры: как начать жизнь заново? Вам ведь тоже пришлось с этим столкнуться, однако ваш опыт и профессиональные качества сегодня востребованы. Но это удается далеко не всем. Как в Тюменской области помогают прославленным спортсменам обрести себя после ухода из большого спорта?
– Проблема адаптации, социализации бывших спортсменов действительно сложная. И здесь поддержка очень важна: помочь найти применение знаниям, способностям, амбициям, личным качествам. У нас в области эта работа активно ведется. Могу привести очень много положительных примеров. Олимпийская чемпионка Нагано Галина Куклева сейчас работает в Тюменском государственном университете и является профессором кафедры лыжного спорта ИФК. Активно участвует в общественной жизни области, входит в состав Гражданского форума.
Сергей Викторович Вотинов, мастер спорта по биатлону, – в настоящее время директор ГАУ ТО «Центр спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий», который и занимается подготовкой нашего олимпийского резерва. В этом же центре работает Ольга Мельник, серебряный призер Олимпийских игр, занимается любимым делом, готовит юных биатлонистов. Павел Вавилов, мастер спорта международного класса по биатлону, участник Олимпийских игр, – проректор Академии культуры и искусств. Многие заслуженные спортсмены, тренеры и специалисты сферы физической культуры и спорта входят в консультативные советы, участвуют в общественной жизни области, передают опыт молодым.
– Находите возможность для регулярных занятий спортом?
– Не всегда удается делать это регулярно, но при первой возможности встаю на лыжи, стараюсь держать себя в хорошей спортивной форме.
– Ваш сын – насколько спортивный молодой человек?
– Он в хороших отношениях со спортом. Правда, какого-то конкретного вида не выбрал. Это и занятия в тренажерном зале, и футбол, и сноуборд, и лыжи. Сейчас он студент второго курса МИФУБ и активно участвует в спортивной жизни вуза, выступает на спартакиадах.
– Напоследок, традиционный вопрос, который задают всем олимпийским чемпионам: где вы храните медали?
– В сейфе, но когда приглашают на встречи с поклонниками спорта, с детьми, я всегда приношу свои награды. Пожалуй, когда они могут вот так рядом увидеть и даже прикоснуться к успеху, который казался таким недосягаемым, это имеет куда больший эффект, чем любые громкие слова, позволяет ребятам поверить в то, что и они это могут. Кроме того, и я, и мои коллеги-спортсмены проводим уроки здоровья для детей, участвуем в различных спортивных мероприятиях, личным примером побуждая земляков к занятиям физкультурой. Я бы очень хотела, чтобы идею здорового образа жизни приняли как можно больше тюменцев, чтобы наш регион стал самым спортивным в стране.