Город Екатерина Шаркова, директор по сбыту компании «Тюмень Водоканал»: «Должникам за воду не дадут кредит»

Екатерина Шаркова, директор по сбыту компании «Тюмень Водоканал»: «Должникам за воду не дадут кредит»

В этом году ресурсоснабжающие компании освоили новые методы борьбы с должниками. Несколько тысяч тюменцев, не оплативших счета за воду в течение трех месяцев, получили повестки в суд. У многих из-за долга оказались заблокированы банковские карты. Почему за воду лучше платить вовремя, и какие права есть у поставщиков коммунальных услуг, чтобы вернуть свои деньги, рассказала директор по сбыту компании «Тюмень Водоканал» Екатерина Шаркова.

– Екатерина, насколько актуальна сегодня проблема долгов за воду?

– Долг населения за поставку холодной воды перешагнул рубеж в 550 тысяч рублей. Из них ровно половина – долг УК и ТСЖ. Остальное приходится на прямые расчеты.

– Как выгоднее «Водоканалу»: когда платят напрямую или через посредника?

– Нам выгоднее напрямую. Тогда нет ситуаций, когда УК становятся банкротами или просто ликвидируются, потому что, например, умирает председатель. Были и такие случаи, когда УК накопила долгов, накупила недвижимости, а председатель, на которую все было оформлено, умерла. Люди за поставку воды платили, но в данном случае ни с кого ничего не взять.

– С кого сложнее взыскать долги?

– В каждой ситуации свои нюансы. С УК ведется исполнительное производство, и это требует большего времени, но если компания накопила долги, то мы идем на крайние меры, вплоть до подачи заявления на ее банкротство. Если долг более 300 тысяч, более трех месяцев они его не выплачивают, то мы инициируем эту процедуру, и УК больше не может вести деятельность.

Что касается населения, то здесь работа более масштабного характера: должников много, но взыскание проще. С августа 2015 года у нас есть программный продукт, который автоматически формирует заявления на выдачу судебных приказов. И от момента формирования до принятия решения проходит всего месяц, максимум – полтора. Затем мы получаем исполнительные листы, которые передаем в банки. Если ни в одном из банков у клиента нет счетов, то исполнительный лист передается судебным приставам. Если долг не взыскивают приставы, он передается коллекторам.

– Если счет в банке есть, то с него списывают сумму долга?

– Да, карта блокируется, и пока все необходимые средства не будут списаны, ее не разблокируют.

– Это вообще законно?

– Абсолютно. Если раньше должники жаловались, что у них нет денег, чтобы платить, то сейчас практика показывает, что средства у людей есть, просто они их расходуют на другие цели.

– Какой должна быть сумма долга, чтобы попасть под такие санкции?

– Сумма не имеет никакого значения. Это может быть и 100 рублей. Если потребитель не платит больше трех месяцев, его дело автоматически передается в суд. Вообще у нас кубический метр воды стоит 27 рублей. То есть один литр стоит меньше трех копеек. У каждого человека в среднем в месяц выходит 200 рублей за воду. Это не такая большая сумма, которую нельзя позволить себе оплатить. Но конечно, если не платить 10 месяцев, то уже могут начаться проблемы.

– Когда у «Водоканала» появился доступ к блокировке карт и какие карты могут заблокировать? Любые?

– Абсолютно любые. Средства снимаются даже с социальных карт. Доступ был всегда, но эта процедура проводилась вручную, сейчас же это явление стало массовым благодаря программному продукту. То есть раньше мы подавали в суд около 200 дел, а сейчас около 4000. С начала года мы передали в банки 29 тысяч исполнительных листов и получили оттуда уже 206 миллионов рублей.

– Карту блокируют в любой момент? А если человек в это время в отпуске?

– Да, у нас был такой случай. Человек остался за границей без денег. Долг перед нами он не погасил, разблокировать карту мы не могли, пришлось ему где-то, видимо, занимать денег. Мы потому и говорим, что оплачивать услуги нужно вовремя. Кажется, что три месяца – это не так уж и много. Тем не менее, через три месяца дело оказывается в суде, за это начисляется госпошлина. А чтобы разблокировать карту, нужно не просто оплатить долг, нужно прийти к нам написать заявление, и потом, не ранее чем через две недели, доступ к ней вновь откроют.

– Сотрудничает ли «Водоканал» с бюро кредитных историй? Как это работает? И чем грозит должникам?

– Сейчас очень многие люди говорят: «Ну, не заплачу я за воду месяц – ничего страшного. Вот если я за кредит не заплачу, там начнут проценты расти». Мы, во избежание того, чтобы люди лишних кредитов не брали, всю информацию о должниках передаем в бюро кредитных историй. И человек тогда считается неблагонадежным. Если он захочет взять автокредит или ипотеку, банки ему кредит не одобрят.

– Сколько времени должно пройти, чтобы из черного списка тебя вычеркнули?

– После оплаты мы человека сразу убираем из реестра.

– Помимо работы с банками и приставами, есть ли другие способы воздействия на должников?

– В ноябре в части домов на почтовых ящиках мы разместили стикеры «Здесь живет должник за воду». Хотим таким образом пристыдить должников перед соседями. В декабре такие наклейки появятся во всех домах, где должники не платят более полугода.

– С введением этих мер количество должников уменьшается?

– Нельзя сказать, что число должников резко снизилось, но денег стало приходить больше. Думаю, люди в ближайшее время поймут, что платить добровольно выгоднее, чем принудительно. Наша цель – именно воспитать в людях дисциплинированность по оплате.

– Вопрос с квартирами-нулевками все еще актуален? Много ли у нас в Тюмени «квартир-призраков», где никто не прописан, а потребление воды и других ресурсов постоянное?

– Да, такие квартиры, где не стоят счетчики и никто не живет, а ресурсы тратятся, еще существуют. Но по этому поводу мы получили разъяснение Верховного суда о том, что мы можем начислять оплату на собственников. Если собственник один – на одного, если два – на двух и так далее. У нас таких квартир 26 тысяч, в ноябре их собственники получили квитанции с начислением по нормативу.

– Учатся ли потребители рационально расходовать воду? Активно ли устанавливают приборы учета воды?

– Да, тюменцы стали более рациональными. Мы сравнивали конкретные квартиры, снижение потребления происходит постепенно. Сначала люди потребляют столько же, потом начинают экономить: кран выключают, когда уходят, может быть, не каждый день ванную принимают, а иногда душ, следят, чтобы не было утечек. Рациональное использование ресурсов дает экономию по воде. Но активно устанавливать приборы учета люди начали, когда мы начали начислять повышающие коэффициенты. Об этом говорилось давно, постоянно были какие-то отсрочки, но вот уже с сентября тюменцы, не установившие счетчики, получили квитанции с повышающим коэффициентом.

– Как люди, не устанавливающие счетчики, объясняют свой выбор?

– Большая часть людей пытается объяснить это отсутствием технической возможности, например, говорят, что все коммуникации зашиты в коробе. Но законом четко определено, что относится к понятию «отсутствие технической возможности»: это вертикальная разводка, необходимость замены аварийных сетей в доме. Все это надо было подтвердить актом еще с 2012 года, когда возникла обязанность по установке приборов учета. Сейчас им повышающий коэффициент уже начислен, и даже если акт подтвердит отсутствие технической возможности, квитанцию за время до его составления, придется оплатить по повышенному тарифу.

Интересно, что две трети должников как раз не имеют приборов учета. Они копят долги, а установив счетчики, могли бы меньше платить. Ведь часто такое бывает, что в квартире зарегистрировано четверо, а живет один. И ему приходится платить за всех.

– Есть ли социальный портрет должника по коммунальным услугам? Это чаще неблагополучные семьи или обычные люди?

– Есть, конечно, среди должников пьющие, наркоманы и так далее. Но это очень низкий процент. Основная масса должников – достаточно молодые люди, от 22 до 45 лет, у которых есть собственная семья, или молодежь, недавно покинувшая родительский дом и проживающая отдельно. Так сложилось, что именно эта категория граждан, набрав кредитов, не считает нужным оплачивать квитанции за воду.

Фото: Фото Ирины Шаровой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем