Город Памятники Тюмени: продать, чтобы сохранить

Памятники Тюмени: продать, чтобы сохранить

Передача тюменских объектов историко-культурного наследия в частные руки – единственный эффективный способ их сохранения. Так считают чиновники департамента культуры и некоторые городские депутаты. Однако в условиях дефицита бюджета и больших сложностей с поиском инвесторов может сложиться так, что сохранять скоро будет особо нечего.

Тревогу по поводу состояния объектов, представляющих историко-культурную ценность для нашего города, бьют эксперты и общественники. Так, тюменский режиссер Сергей Ермолаев предложил взять под охрану дома крупного купца и промышленника Плотникова, известного тюменского мастера деревянной резьбы Привалова и купца и судовладельца Колмакова. За две недели в поддержку своей инициативы он собрал около 200 подписей.

При этом есть другое мнение: многие дома, которые в нашем городе носят статус памятников, на самом деле ими не являются. Вопрос о том, насколько старейший город Сибири богат знаковыми объектами, как определить их культурную ценность и сохранить исторический облик Тюмени для будущих поколений, обсуждался сегодня на заседании комиссии городской думы по градостроительству и земельным отношениям.

Как сообщила директор городского департамента культуры Ирина Алексеева, по состоянию на 10 августа в Тюмени насчитывается 190 объектов культурного наследия. Из них в муниципальной собственности находятся 55, в том числе 27 – регионального значения. Из этих 55 в качестве жилых домов используются 15, в 20 зданиях размещаются муниципальные учреждения и органы местного самоуправления, 16 объектов переданы в аренду или безвозмездное пользование третьим лицам. По двум идет процесс передачи. Еще два здания не используются.

Депутаты заметили, что жилые объекты – это, скорее всего, старые деревянные дома с печным отоплением, и, пока там живут люди, вопрос их содержания в качестве памятников вызывает большие опасения. «Обязать жильцов нести ответственность за сохранение памятников нельзя. Так когда же людей наконец оттуда расселят?» – поднял тему депутат Николай Моисеев. Ирина Алексеева признала, что одна из первостепенных задач связана как раз с предоставлением гражданам нового жилья. «Любая деятельность по сохранению этих зданий как памятников в принципе возможна только после расселения. Затем мы добьемся, чтобы эти объекты больше не использовались в качестве жилых домов. А следующий этап – поиск инвестора либо сдача в аренду, чтобы новые хозяева взяли на себя обязательства по реконструкции и дальнейшему использованию», – заявила чиновница.

Она подчеркнула, что при отсутствии целевых бюджетных средств передача памятников частным организациям на любых условиях, будь то продажа, аренда или безвозмездное пользование, – единственный на сегодняшний день эффективный путь их сохранения. Депутаты заметили, что очереди из инвесторов, несмотря на предоставление им определенных льгот, не наблюдается. Это подтверждает, что содержание исторических объектов – дело хлопотное и затратное. «Заинтересованные лица есть, но их действительно единицы, при этом обязательства по реконструкции, содержанию и сохранению исторического облика является неотъемлемой частью договора», – добавила Алексеева.

Однако, по мнению депутатов, частные собственники и арендаторы отнюдь не всегда рачительно относятся к своим обязанностям. Так, депутат Алексей Чирков призвал инициировать проверку состояния объектов, находящихся в частном владении, к которым относятся почти три четверти памятников. «Мы все ездим по городу и наблюдаем, как разрушаются исторические дома. Например, здание на Семакова, 1. Дом стоит на Набережной, в каком-то смысле, это лицо города. Так вот человек его купил, а затем сжег. И что толку, что с ним теперь судятся? И таких примеров хватает», – заявил Чирков. Он пообещал передать конкретные адреса домов, по содержанию которых у него есть претензии.

Выяснилось, что городские власти по большому счету не имеют рычагов влияния на собственников, поскольку функции контроля находятся в руках областного комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия. Вслух претензии к этому ведомству на заседании никто не произнес, но между строк они явно звучали. «Контролировать собственников, которые, по нашему мнению, не исполняют свои обязательства, мы не можем, однако никто не запретит нам пригласить их на заседание. Таким образом, реализуем нашу функцию общественного контроля. А если собственники от такого разговора будут уклоняться, придумаем способы общественного порицания», – пообещал председатель думской комиссии Валерий Фальков.

Ирина Алексеева в свою очередь заверила, что при предоставлении конкретных адресов проблемных зданий проконсультируется со специалистами областного комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия в ближайшее время. «Не исключаю, что по каким-то объектам уже идут судебные тяжбы», – предположила она.

А вот депутат Владимир Михайлов, отличающийся независимым мнением, предложил проверить все объекты из списка на предмет наличия признаков историко-культурного наследия. «У меня твердое убеждение, что из 190 заявленных памятников добрая половина вообще не является каковыми. Ничего в них ценного нет. Развалюхи, которые надо снести. Мне интересно, кто принимал решение признать их объектами культурного наследия. А то навесили ярмо себе на шею и мучаемся теперь», – заявил Михайлов.

«Вывести объекты из списка чрезвычайно тяжело, – заметил Валерий Фальков. – Для этого экспертизу должны провести специальные уполномоченные государственными органами лица, имеющие соответствующую лицензию, а их в стране не так много». Впрочем, по словам Алексеевой, инициировать такую экспертизу могут не только организации, но и обычные граждане. Другой вопрос, как и когда она будет проведена.

Что касается дома купца Плотникова на улице Госпаровской, 29, за сохранение которого собирает подписи режиссер Ермолаев, то, как пояснил корреспонденту 72.ru начальник отдела охраны памятников истории и культуры городского департамента культуры Евгений Кузнецов, этот объект еще в прошлом году на основании однозначного вывода госэкспертизы утратил свое историко-культурное значение.

Фото: Фото Ивана Сидоренко
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем