Город Жизнь на ощупь

Жизнь на ощупь

В центре Тюмени есть маленький квартал, который старожилы называют кварталом слепцов. Больше нигде в городе вам не встретится такое количество людей с тростями и в очках с толстенными стеклами. В старом, давно не ремонтированном, здании на улице Мельнично

" src=

В центре Тюмени есть маленький квартал, который старожилы называют кварталом слепцов. Больше нигде в городе вам не встретится такое количество людей с тростями и в очках с толстенными стеклами. В старом, давно не ремонтированном, здании на улице Мельничной в доме №17 располагается тюменское отделение Всероссийского общества слепых (ВОС) и общежитие для слабовидящих людей. В доме №19 размещается фабрика ООО «Тюменское предприятие инвалидов по зрению «Сибирь», в двух соседних домах на улице Котовского проживают пенсионеры фабрики. В 70-е годы прошлого века фабрика неплохо зарабатывала и выделяла средства на строительство своего жилого фонда. Сейчас выживает, как, впрочем, и люди, имеющие инвалидность по зрению.

Александр Галан, председатель Тюменской первичной организации Всероссийского общества слепых, терять зрение начал несколько лет назад. До этого работал на Моторном заводе инженером. «Вся жизнь делится на до и после потери зрения. Из полноценного человека я вдруг стал инвалидом. Вы не представляете, как тяжело человеку без зрения. Проблемами становятся просто бытовые ситуации – сходить в магазин, приготовить еду. Это можно понять, если вы, к примеру, попробуете хотя бы один день провести с завязанными глазами», – говорит Александр.

Для работы сотрудники офиса используют диктофон. «Я ведь не могу делать пометки на бумаге, поэтому переговоры или обсуждение вопросов всегда записываю, а секретарь Алена потом переносит в компьютер», – говорит Александр Галан. Секретарь Алена Самсонова – на инвалидности с детских лет. Зрение сниженное, но достаточное для выполнения обязанностей секретаря. Сидя за столом, она выглядит как обычный офисный работник, разве что, наклоняет лицо к монитору ближе, чем принято у здоровых людей, а еще ее не наказывают за орфографические ошибки.

Невидящие люди приспосабливают к своим нуждам привычные для всех технические средства. Вот, например, телефоны с виду у них они обычные. Умельцы-мастера «прошивают» телефоны и устанавливают программу «Говорящий телефон». При наборе номера механический голос озвучивает положение клавиш. «Прошитые» телефоны имеют большую память, но не больше, чем у Александра, – без запинок он может назвать наизусть 200 номеров, которыми он по работе или в личной жизни часто пользуется. Компьютер для невидящего человека – друг, помощник, собеседник. «Я бы его отнес к необходимым средствам реабилитации. Жаль, что моих убеждений не разделяют Министерство здравоохранения и служба социальной защиты, – говорит Александр. – Компьютер и Интернет дают возможность не отставать от времени и быть полноценным человеком».

Программу «Говорящий компьютер» создали ребята из московской организации слепых, за образец взяли японскую разработку. «Продвинутые юзеры» из общества слепых установят программу на любой компьютер. У нескольких человек есть даже свои блоги. Среди них Евгений Вишняков – студент первого курса ТюмГУ, в этом году он поступил на факультет психологии.

Процесс обучения для студентов с плохим зрением более трудоемкий. Льготы есть только при поступлении в ВУЗ. Много сил и времени было потрачено Александром Галаном для обеспечения компьютерами всех студентов из общества слепых: «Большое спасибо Рашиду Хамзину, в этом году он передал пусть и не новые, но вполне хорошие компьютеры для наших ребят. Рашид – очень хороший человек, у него нет проблем со зрением, он помогает нам из чистого альтруизма. По собственному почину он тренирует наших спортсменов и проводит соревнования по стрельбе со звуковым прицелом. Вот тот большой кубок получила наша сборная на прошлом чемпионате».

Достижения спортсменов и участников художественной самодеятельности – особая гордость для всех членов тюменского сообщества слепых. Есть здесь и свои «звезды»: победительница многих всероссийский конкурсов, оперная певица Татьяна Агеева, многократная чемпионка зимних Параолимпийских игр, лыжница Любовь Васильева (сейчас она находится на сборах, готовится к очередным выступлениям). Для интересующихся: соревнования по лыжным гонкам происходит следующим образом – на лыжню устанавливается «электронный заяц», который издает звуки, на них и ориентируется спортсмен, двигаясь по лыжне. Сейчас несколько молодых ребят из общества пробуют свои силы в тренировках по биатлону. При тюменском обществе слепых есть единственный в России танцевальный ансамбль, победитель многих конкурсов. Наверное, излишне описывать, как трудно слабовидящим людям синхронно выполнять движения танца, но им это удается.

В Тюмени работают два специализированных детских сада, после которых перед родителями стоит сложный выбор: отправить ребенка в Ялуторовский интернат или, если хоть немного позволяет здоровье, попытаться дать ему образование в обычной школе. Помимо отдаленности от дома, у интерната есть еще один недостаток: в учебной программе нет нескольких предметов, необходимых для поступления в среднеспециальное или высшее учебное заведение.

По мнению Александра Галана, дети легче переносят тяготы жизни на ощупь: «Они не отчаиваются и легче приспосабливаются к меняющимся условиям. Люди, пережившие потерю зрения в зрелом или пожилом возрасте, относятся к этому как к личной трагедии. Раз в год бывает, что кто-то накладывает на себя руки, но следует отметить, что происходит это теперь реже, чем раньше».

Одну из характерных историй потери зрения рассказала корреспонденту 72.ru инвалид второй группы по зрению Светлана К.:«С детства у меня было слабое зрение, близорукость минус семь и астигматизм. Но это не помешало мне закончить обычную школу и университет. Я начала терять зрение, когда мне было 30 лет, у меня нашли отслоение сетчатки на обоих глазах. С работы меня уволили практически сразу. По-моему, они боялись, что я подам на них иск в суд. Меня поддержали родные и друзья. А ведь бывает, что человек остается один на один с темнотой. Жизнь сжимается до пределов комнаты. Ты становишься никому не нужным и никого не интересует, как можно выжить на пенсию в две-три тысячи рублей. Наше общество равнодушно к бедам инвалидов. Хотя это и несправедливо».

«Чего можно хотеть от наших зрячих сограждан, если в стенах Государственной Думы трость называют костылем, и в законе так и прописали, – говорит Александр Галан. - Мы как государство в государстве, вроде как и не изгои, но порой относятся к нам именно так, или как к попрошайкам. Но поверьте, кто может работать, тот ищет работу. Другой разговор, что желающих трудоустраивать слабовидящих людей очень и очень мало», – говорит Александр.

Одной из главных задач в обществе слепых считают вовлечение слабовидящих в общественную жизнь. Здесь, на Мельничной, есть свой шахматный клуб и красный уголок, в котором отмечают вместе торжества и праздники. Люди меняются книгами, приходят, когда нужна помощь в оформлении документов. «Мы проводим очень много мероприятий, – говорит Александр Галан. – В октябре у нас было семь, на ноябрь запланировано четыре. Своего транспорта у нас нет, но по нашей просьбе автобус нам дает «Тюменское предприятие инвалидов по зрению «Сибирь». Мест в автобусе 30, а в нашей организации числится 500 человек, поэтому приходится по очереди выезжать: на спектакль, на киносеанс, на купание в горячих источниках. Иногда я думаю, что наша жизнь интереснее, чем у вас. И еще мы знаем истинную цену здоровым глазам и солнечному свету, всему тому, чего не цените вы – здоровые люди».

Фото: Фото Ларисы НЕКРАСОВОЙ и с сайта Foren.germany.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем