Город Маленькая война в Левашах: люди страдают от разоружения

Маленькая война в Левашах: люди страдают от разоружения

В марте на полигоне под селом Леваши возобновилась утилизация просроченных боеприпасов. На сей раз военные обещали вести себя тише. Однако вопрос, кто ответит за повреждения, нанесенные имуществу селян предыдущими взрывами и зачем нужно уничтожать по 80 т

В марте на полигоне под селом Леваши возобновилась утилизация просроченных боеприпасов. На сей раз военные обещали вести себя тише. Однако вопрос, кто ответит за повреждения, нанесенные имуществу селян предыдущими взрывами и зачем нужно уничтожать по 80 тонн боеприпасов ежедневно, остается открытым. В проблеме разбирался корреспондент 72.ru.

С апреля прошлого года Тюменская область начала «разоружаться». В соответствии с указаниями Президента РФ от 24 ноября 2009 года и решением председателя Правительства России от 8 апреля 2010 года войска Центрального военного округа стали активно уничтожать просроченные боеприпасы. Место для этого выбрали всего в пяти километрах от села Леваши. При этом ударную во всех смыслах работу на полигоне слышали даже в тридцати километрах от эпицентра: в Винзилях, Онохино, в Богандинском и в Исетском. По заверениям жителей этих населенных пунктов, кое-где дребезжали окна, вылетали стекла, дрожала земля под ногами. Звуки взрывов доносились даже до спальных районов Тюмени.

Но больше всего от утилизации пострадали жители Левашей. С прошлого года селян постоянно «трясло»: от взрывов у людей закладывало уши, а в домах распахивались окна и двери, ходили ходуном крыши. Звуковая волна, сетуют местные, была похожа на шум близко летящего реактивного самолета. Так продолжалось вплоть до середины марта этого года, с небольшими перерывами в ноябре и в феврале.

Экспертов нанимайте сами!

В Левашах нас встретила пенсионерка Валентина Белоусова: ее избушка самая близкая к тракту. После летних залпов дом сильно пострадал. Из-под оконной рамы выбило три бревна, в сенях покосилась входная дверь, частично осыпался фундамент. Даже печка отошла от стен и теперь совсем не топится. Приходится пользоваться обогревателем. «За электричество отдаю по тысяче в месяц, и это с моей пенсией в восемь тысяч. Соседи недавно перекладывали печку – отдали 30 тысяч, где мне взять такие деньги?» – недоумевает женщина.

Попутно она добавляет: «Мне бы только, чтоб бомбили потише да дом помогли сделать». Но помогать с восстановлением местная администрация не спешит. «Говорят, мужика по соседству попросите, чтобы печку сделал», – сетует Валентина Белоусова.

В доме у супругов Кремлевых треснуло новое пластиковое окно, а в сенях появилась большая щель между потолком и стеной. Внешняя стена дома начала выгибаться, как будто под ней образовался небольшой пузырь воздуха. «У нас из-за взрывов даже чучело тетерева со стены слетело, ожило», – смеется житель села Николай Кремлев. К разговору присоединяется соседка Мария Каргаполова – у нее с Кремлевыми одна изба на две семьи: «У нас, конечно, у всех дома старые, но если бы не взрывы, то наши избы простояли бы еще столько же». С ней солидарно все село.

Военные не верят в разрушительную силу своих зарядов. Замначальника пресс-службы Центрального военного округа Евгений Мешков пылко убеждает: от работы на полигоне никакие строения в Левашах пострадать не могут: «Взрывная волна распространяется на расстояние не более 100 метров. Дальше она гасится естественным рельефом! Понимаете? Вы представляете, какой силы должна быть сейсмоволна, чтобы накрыть село в пяти километрах от эпицентра?».

О возмещении ущерба речи тоже не идет: главы местных администраций отвечают: «Обращайтесь к военным! Мы на них не влияем!». Военные в свою очередь говорят, что желающим получить компенсацию придется нанимать независимых экспертов и доказывать, что повреждения были вызваны взрывами на полигоне. «Администрация говорит, чтобы мы за свои деньги нанимали специалистов из проектного института, – жалуется Мария Каргаполова. – У нас пенсия всего девять тысяч рублей. Как вы думаете, что из этого получится?».

В пресс-службе районной администрации эту информацию подтвердили. «Жители должны сами найти независимых экспертов и провести экспертизу. Мы, конечно, готовы помочь гражданам в поиске, но только по их личному обращению», – рассказал начальник управления информационной политики Андрей Жилин.

А глава администрации Червишевского муниципального образования Михаил Капустин сообщил, что все жалобы от жителей Левашей уже зафиксированы документально: «К нам поступило 24 заявления от селян. По всем жалобам выезжали специалисты администрации и составляли акты того, что видели. Все повреждения документально зафиксировали и приложили фотографии. Вопрос изучается». О дальнейшей судьбе составленных актов глава муниципального образования говорить отказался.

Селяне рассказали, что люди из администрации действительно приезжали в село, но фотографировали все повреждения на мобильный телефон. Дальнейшую судьбу такой фотофиксации удалось узнать только Софье Кремлевой. В районной администрации ей ответили, что в ближайшие дни пройдет заседание межведомственной комиссии, где будут рассмотрены все задокументированные жалобы от селян.

Притча о 80 тоннах

Официально утилизация должна закончиться 25 ноября. На самом деле она прекратится только после уничтожения всех зарядов, которые невозможно вывести с полигона. А чтобы взорвать все припасы вовремя, саперы должны подрывать по 80 тонн снарядов ежедневно, кроме воскресений и праздников. Но если умножить 80 тонн на количество рабочих дней за восемь неполных месяцев, то получится примерно 17,5 тысяч тонн боеприпасов. К 2011 году по области набиралось примерно 35 тысяч тонн снарядов, подлежавших уничтожению.

Более того, местные охотники замечали, что по ночам в сторону полигона едут военные грузовики с номерами Екатеринбурга и Челябинска. «Летом их видели все местные, – рассказывает староста села Елена Махамеева, лично заставшая такую колонну еще в прошлом году. – Кузов доверху был заставлен ящиками под боеприпасы, людей там не было». Военные такую информацию отрицают.

Жителей в этой ситуации обнадеживает одно: военные сдержали обещание, и с 16 марта взрывы действительно стали тише. За все время пребывания в Левашах сотрудники 72.ru слышали только три легких хлопка. «Если бы так всегда взрывали, мы бы вообще не жаловались», – сетует Валентина Белоусова. Правда, так было недолго. Уже 21 марта, сообщили селяне, взрывы были той же мощности, что и летом. В местном клубе ходила ходуном крыша, отваливалась штукатурка, качались люстры.

В аппарате губернатора Тюменской области на официальной запрос одного из инициативных граждан по поводу решения проблемы жителей Левашей поступил ответ: «Обращение направлено командующему войсками Центрального военного округа Чиркину, о результатах рассмотрения вас уведомят». Вопрос о содействии жителям со стороны губернатора или органов исполнительной власти в этой ситуации пока рассматривается. «Ответ по результатам рассмотрения данного вопроса будет направлен в ваш адрес в законодательно установленный срок», – сообщается в документе.

Фото: Фото с сайта Prospect.rsc.org, видео Юрия БЫБИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем