Повсеместная информатизация не обошла стороной и сферу государственного управления. Это подтверждает Всероссийский форум «Электронное правительство – современный механизм управления регионом», гостей которого встречает в эти дни Тюмень. Эффекты от внедрения электронного правительства и модернизации госуслуг озвучил директор департамента информатизации Тюменской области Александр Албычев на пресс-конференции, которая состоялась накануне открытия форума.
Во-первых, это экономия времени и нервов граждан, которые обращаются в органы власти с различными просьбами. Ежегодно фиксируется более 80 миллионов обращений за государственными муниципальными услугами. И при этом заявители должны самостоятельно собирать документы, то есть посетить около десятка ведомств. Теперь ходокам не придется самим бегать за справками и отстаивать в очередях.
Второй положительный момент – снятие коррупционной составляющей. Документооборот без участия человека автоматически ликвидирует привлечение к процессу посреднических фирм, предлагающих гражданам «удобные» платные услуги, вплоть до ожидания в очереди. Экономический эффект от электронного нововведения подсчитать несложно, зная стоимость часа работы сотрудника и время его отсутствия на рабочем месте, потраченное на сбор справок, уверяет Албычев.
Третий момент порадует граждан нетерпеливых – время оказания услуг сократилось в три раза. Летом этого года Владимир Путин даже предложил ввести штрафы для чиновников за нарушения сроков предоставления госуслуг. Компьютерные технологии дают возможность сократить бюджетные расходы и повысить эффективность работы чиновников. К электронной системе взаимодействия между различными ведомствами на сегодняшний день в Тюменской области подключено более 1600 рабочих мест сотрудников различных ведомств.
Самые востребованные у населения услуги относятся к области здравоохранения и образования, строительной и, главное, социальной сфер. Именно поэтому Департамент социального развития Тюменской области и стал пионером по внедрению интернет-услуг. Первые пять (пилотные) можно получить на едином портале Gosuslugi.ru. Это касается различных компенсаций и выплат льготным категориям граждан. К концу этого года перечень социальных муниципальных услуг увеличится до 30. А раздел «Федеральные услуги» позволяет пользователям портала зарегистрировать транспортное средство, управлять в онлайн-режиме пенсионными накоплениями, просматривать налоговую задолженность.
Многие услуги, которые раньше сопровождались очередями и коррупцией, сегодня можно осуществлять через Интернет. Это легко и просто, уверяет обладательница нового заграничного паспорта Татьяна. Молодой тюменке удалось оформить документ через Интернет за считанные дни. Только вспоминает, что потеряла уйму времени в почтовом отделении, куда пришло письмо с кодом активации сервиса «Личный кабинет». Чтобы забрать конверт, девушке пришлось выстоять в очереди около часа.
Бумажное почтовое посредничество, по информации Александра Албычева, скоро останется в прошлом. Доступ к сайту будет осуществляться посредством пластиковой карты с электронной цифровой подписью владельца. Такими карточками на внутрикорпоративном уровне уже пользуются 1200 чиновников Тюменской области (в том числе и директор Департамента информатизации). О повсеместном распространении карт с уникальной электронной подписью гражданина РФ мечтать пока рано – их носитель еще официально не определен на федеральном уровне. Есть информация, что в следующем году карты начнут печатать на пяти государственных заводах, которые смогут обеспечить им соответствующий уровень защиты (по стандартам изготовления паспортов и денежных знаков).
К сожалению, о многих электронных нововведениях приходится говорить в будущем времени. К примеру, лидером по предоставлению справок считается ЗАГС. Именно это учреждение, по словам Александра Албычева, стоит первым в списке приоритетных задач автоматизации. В автоматическом режиме тюменский ЗАГС должен начать работать с 1 июля 2012 года.
Несмотря на столь радужные перспективы, словосочетание «электронное правительство» для многих так и остается непознанным.
«Вообще некие опасения в связи с использованием электронного документооборота присутствуют. Все-таки когда подаешь документы в руки конкретному сотруднику какой-нибудь структуры и их в твоем присутствии проверяют, веры, что все будет в порядке, больше, – делится предприниматель с 20-летним стажем Иннокентий Белецкий. – Хотя, например, штрафы в ГИБДД и долги по налогам я оплачиваю через Интернет. И в принципе согласен, что со временем прогресс неизбежно приведет к массовому распространению электронного документооборота. Но сейчас, на этапе внедрения, некая настороженность у меня присутствует. Все же за процесс отвечает электронная система, а технике свойственно давать сбои. Так что важно, чтобы граждане были каким-то образом защищены от подобных неприятностей».