Город Ювенальную юстицию боятся, но внедрять будут

Ювенальную юстицию боятся, но внедрять будут

Ювенальная юстиция, так напугавшая многих родителей, дошла и до Тюменской области. Российская общественность в большинстве своем негативно относится к попыткам введения в нашей стране подходов подобной системы правосудия, включающей особый порядок судопро

Ювенальная юстиция, так напугавшая многих родителей, дошла и до Тюменской области. Российская общественность в большинстве своем негативно относится к попыткам введения в нашей стране подходов подобной системы правосудия, включающей особый порядок судопроизводства и систему судов для несовершеннолетних. Россияне считают, что технологии ювенальной юстиции принесут пагубные последствия: институт семьи будет разрушен, наделенные широкими полномочиями органы смогут забирать детей у родителей, и целое поколение останется сиротами при живых родителях. И все это под благим предлогом защиты прав ребенка.

«Вообще словосочетание «ювенальная юстиция» – это такая страшилка для родителей сегодня. Безусловно, дети – особая категория, нуждающаяся в дополнительной защите. Но всем памятна серия громких дел в Финляндии, когда во вполне благополучных семьях детей отлучали от родителей буквально за подзатыльник. В России трудно представить себе ситуацию, чтобы ребенок подал в суд на мать или отца, а потом бы продолжал как ни в чем не бывало жить с ними в одной квартире. Мы к таким вещам не готовы. Безусловно, нужен механизм защиты детей от домашнего насилия. И у матери-алкоголички, которая бросает малышей на произвол судьбы, нужно отбирать их немедленно. С другой стороны, любой психолог скажет, что дети часто являются большими манипуляторами. И в семье, где в принципе есть взаимопонимание, но у кого-то из родителей просто сдали нервы, и он шлепнул сына или дочь пониже спины, это не должно превращать их жизнь в ад. Пока этот вопрос в рамках введения государственной системы органов ювенальной юстиции не обсуждается, но в будущем от него никуда не уйти. И если уж в цивилизованной Финляндии случаются такие перегибы, то в нашей стране без злоупотреблений не обойдется. Поэтому опасения родителей я вполне разделяю», – рассказал отец двоих детей Денис Кравцов.

Весной этого года в столице прошел массовый митинг против введения в России этой системы. В поддержку московского митинга прошли акции еще в 16 городах. Но несмотря на сопротивление элементы ювенальной системы повсеместно вводятся в нашей стране.

Вопросы введения этой модели в Тюменской области обсудили сегодня на заседании круглого стола в Центре социальной помощи семье и детям «Мария» представители областного суда, комиссий по делам несовершеннолетних, ГУВД по области и другие специалисты. Пока в нашем регионе вводится только одно из направлений ювенальной юстиции – программа «Правосудие в защиту детей», целью которой является формирование и развитие института социальных работников при судах. И под ее действие попадает только одна категория несовершеннолетних – впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести. К таким относятся клевета, оскорбление, кража, мошенничество, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои. Защищать права «преступников-новичков» собираются с помощью закрепления за судом социального работника, призванного сопровождать несовершеннолетних на стадиях досудебного и судебного разбирательства, контролировать исполнение приговора и социальную реабилитацию.

Предполагается, что использование ювенальных технологий увеличит на 50 процентов число прекращенных по разным основаниям дел, в том числе из-за примирения сторон. Также специалисты рассчитывают на увеличение доли несовершеннолетних, снятых с учета в областном банке данных в связи с положительной динамикой.

«Сегодня есть соглашение между правительством Тюменской области и областным судом о внедрении элементов ювенальной юстиции. Уже сформирован пакет необходимых для работы документов и разработан алгоритм взаимодействия всех сторон. Мы пытаемся выстроить наиболее конструктивное, качественное отношение со стороны социальных служб и комиссий по делам несовершеннолетних. Данная программа разработана на три года. Выделенный грант уже расходуется», – сообщила заместитель директора департамента социального развития Тюменской области Татьяна Родяшина.

В работе круглого стола компетентные специалисты обсудили алгоритм взаимодействия всех заинтересованных ведомств – судов, комиссий по делам несовершеннолетних, социальных служб – по использованию элементов ювенальной юстиции в работе с несовершеннолетними правонарушителями. Также прозвучал вопрос профилактики повторных правонарушений подростков как одной из основных задач внедряемой программы. Начальник инспекции по делам несовершеннолетних УВД по Тюмени Елена Шапошникова порекомендовала закрепить за каждым подростком конкретного социального работника, который будет следить за исполнением приговора, ведь часто взрослые не выполняют даже определенный судом родительский надзор.

«В рамках профилактических мероприятий этим летом организовано пять смен в палаточные лагеря, где подростки прошли социально-трудовую реабилитацию. Участвовало 200 детей. Мы получили очень неплохие результаты. Второй большой профилактический проект называется «Наставник»: за несовершеннолетними, условно отнесенными к категории склонных к совершению правонарушений, закрепляют наставников – сотрудников учреждений дополнительного образования. В этом году в мероприятии примут участие 300 несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и 100 наставников», – рассказала директор Центра социальной помощи семье и детям «Мария» Елена Перминова.

В ходе общего обсуждения в проект программы «Правосудие в защиту детей» было предложено внести дополнения. Так, начальник инспекции по делам несовершеннолетних УВД по Тюмени Елена Шапошникова посетовала по поводу того, что данное нововведение рассчитано только на определенную категорию несовершеннолетних. «Речи о подростках, которые пострадали от действий взрослых, в том числе и родителей, я так понимаю, не идет? У нас очень много преступлений, в том числе сексуального характера, в отношении детей, которым требуется и реабилитация, и контроль, и помощь. Необходимо учесть и эти моменты», – отметила Елена Шапошникова.

Вопрос о внедрении остальных элементов ювенальной юстиции в нашей области пока остается открытым. Но многие уже сейчас обеспокоены тем, что эта система, пусть пока частично, но нашла отражение в российском законодательстве.

Фото: Видео Марата НИГМАТУЛИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем