Город На джипе: не умнее, а успешнее?

На джипе: не умнее, а успешнее?

Знакомый выдал фразу. Мол, смотрит он на владельцев «крутых» джипов и недоумевает. Вроде в массе своей они не умнее его (по мнению знакомого), но почему-то более успешны.

Следует сказать об авторе вопроса. Он бизнесмен (то есть уже оторвал известную часть тела от дивана), фирма его появилась еще до кризиса (то есть довольно давно), однако стабильности ей до сих пор не хватает. В общем, на джип пока не заработал. При этом является большим поклонником трилогии Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». А почему бы и нет, если из кружка ее почитателей вышел сам Алан Гринспен?

Если вы не читали Айн Рэнд, не переживайте. Трилогия длинна, однако суть ее проста: есть на Земле совсем небольшая кучка людей талантливых, трудолюбивых и прочая, на которых и держится благополучие человечества. В общем, не просто кучка, а могучая кучка сверхлюдей. Однако неблагодарное человечество их совершенно не ценит, посему недалек тот час, когда сверхлюди отвернутся от просто людей – и участь последних станет незавидна.

По моему мнению, когда занимаешься бизнесом, нет книги вреднее, чем «Атлант расправил плечи». Не хочу сказать, что у меня исключительно богатый опыт в бизнесе, однако он весьма разнообразен. Я не понаслышке знаю, что такое крупный, средний, малый бизнес, мне приходилось также работать в компаниях на разных стадиях жизненного цикла и на разных стадиях развития отрасли рынка. Многое из того, что пишут в умных книжках про бизнес, я попробовал на практике и могу рассуждать о том, что работает, а что нет.

Ошибка Айн Рэнд и вообще многих заключается в том, что они сравнивают всех людей по одному-единственному признаку. Отсюда делается вывод, что одни люди лучше, а другие хуже и так далее. Не знаю, сильно ли вы удивитесь, однако в природе все скомпенсировано. Если у какого-то человека одна способность представлена лучше, то другая хуже. Нет, полагаю, что удивитесь не сильно, ведь это же банальность. Однако когда мы переходим к отношениям типа «начальник–подчиненный», об этой банальности легко забывают. Напротив, принято считать, что бывают идеальные руководители, идеальные подчиненные – и неидеальные.

Так вот, я не встречал идеальных руководителей, однако встречал идеальные управленческие команды. Бизнес – это коллективный вид спорта, в котором даже гениальные одиночки обречены на неудачу. Просто в силу того, что в хороших управленческих командах слабые стороны участников сбалансированы, а у одиночек нет. Жизнь научила меня выделять четыре типа людей по отношению к работе, и ни один тип я не считаю идеальным, у каждого есть недостатки.

Первый тип – это генераторы идей. Смелые экспериментаторы, любители всего нового и необычного. Неразрешимых ситуаций для них почти не бывает. Способны работать за идею, чаще всего именно такие люди создают компании. Стив Джобс был одним из них. Казалось бы, перед нами желанный сверхчеловек. Компания под его руководством всегда будет стремиться к лидерству, внедрению передовых продуктов.

Однако у монеты существует также реверс. Если власть сверхчеловека-генератора идей ничем не ограничить, компанию будет стабильно лихорадить. От бесконечно меняющейся если не стратегии, то тактики, от строительства воздушных замков. Казалось бы, что могло заставить собственников Apple выдавить в 1985 году из компании такую яркую личность, как Джобса, и поставить скучного Джона Скалли? Именно это и заставило.

Второй тип я называю коммуникаторами. Яркий пример того, что людей нельзя сравнивать по одному-единственному признаку. Как правило, это люди поверхностные, генераторы идей даже могут в сердцах назвать коммуникаторов тупыми. Однако во всем, что касается практической психологии, коммуникаторы настоящие гении. Как правило, они «душа компании». Великолепные рассказчики, продажники, пиарщики. Умеют произвести впечатление, умеют заставить других сделать что-то. Этому нельзя научить, это заложено от рождения. Талант продавца востребован сейчас в обществе более всего, и любой коммуникатор мог бы жить припеваючи... Однако захотела старуха стать владычицей морскою и осталась у разбитого корыта.

Многим коммуникаторам кажется, что если они легко выдают черное за белое и наоборот, то им подвластно все – и идут в начальники. Благо они умеют произвести впечатление. Благо умеют воздействовать на подчиненных. Благо вследствие своей врожденной лени умеют делегировать полномочия. Однако сверхчеловек-коммуникатор во главе компании эффективен только тогда, когда до него хорошо потрудился генератор идей. И только до тех пор, пока на рынке не случаются какие-то перемены (а они случаются нередко). Именно коммуникаторы склонны к имитации бурной деятельности, но в случае реальных проблем данный подход не спасает.

Третий тип – аналитики. Поскольку в основе большинства школьных предметов лежит математика, отличники чаще всего происходят из аналитиков. Это гении цифр, категорий, процедур. Как правило, социопаты. Часто принципиальные и «правильные» люди, не любят генераторов идей за то, что последние приносят в жизнь хаос. У аналитиков всегда царит порядок и расчет. Отлично умеют выявлять проблемы.

Когда во главе компании оказывается сверхчеловек-аналитик, сотрудники вместо работы вынуждены заниматься соблюдением 133 инструкций и отслеживанием такого же количества показателей, потому что в компании внедрена сложная, продуманная система мотивации с элементами Balanced Scorecard. На самом деле много показателей отслеживать тяжело, поэтому все заканчивается тем, что сотрудники оцениваются только по отсутствию опозданий и просрочек. Ни к чему хорошему это не приводит, почему акционеры Apple в итоге выгнали Скалли и вернули Джобса.

Последний тип – исполнители. Почему-то принято говорить «тупые исполнители», но я готов исполнить оду исполнителям. Это же замечательно, когда человека один раз научишь, и затем он будет повторять полученный навык с завидным постоянством! Да, в меняющихся обстоятельствах не помогает, однако для того и существуют генераторы идей, аналитики и коммуникаторы, чтобы избавить исполнителей от необходимости принимать решения в меняющихся обстоятельствах!

Хотя, как ни странно, у исполнителя хорошие шансы на карьерный рост: о, человек хорошо работает, и преданный – давайте сделаем его начальником. На этом явлении основан известный «принцип Питера»: человек, работающий в любой иерархической системе, повышается в должности до тех пор, пока не займет место, на котором он окажется не в состоянии справиться со своими обязанностями.

В общем, подводя итог, я хочу сказать, что сверхлюди во главе компании вредны. Я посоветовал знакомому отказаться от снобизма, перестать мерить людей по какому-то одному признаку и начать строить равноправную команду, где были бы и генератор идей, и коммуникатор, и аналитик, и исполнитель. Возможно, что те, которые на «крутых» джипах, просто адекватно себя воспринимают и стараются не заниматься тем, в чем не сильны, то есть встроены в успешную команду.

Предыдущие записи автора:

Дмитрий Кошелев. 35 лет. По образованию юрист, по работе финансист, а в душе историк. Только очень везучий, ведь в отличие от подавляющего большинства историков самому довелось стать свидетелем и где-то даже участником исторических событий. Поэтому любимый исторический период – современность.
Фото: Фото с сайта Visualnews.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем