Город Сергей Медведев, председатель Тюменской городской думы: «Больше всего в Тюмени мне не нравится бюрократия»

Сергей Медведев, председатель Тюменской городской думы: «Больше всего в Тюмени мне не нравится бюрократия»

В ходе встречи, посвященной подведению итогов уходящего года, глава городского парламента на протяжении последних 10 лет Сергей Медведев был достаточно самокритичен и откровенен. Сергей Михайлович поделился мнением проблемах ЖКХ, детских садов, малого бизнеса и архитектурного облика города, о том, какие задачи предстоит решать в первую очередь в следующем году, рассказал о взаимоотношениях с городской администрацией.

– Итоги работы городского парламента как оцените?

– Я всегда говорил, что оценку деятельности представительных органов власти может дать только сам народ. Именно перед людьми, которыми он избран, депутат и должен отчитываться за свою работу. Если говорить о своей оценке, то, считаю, мне и моим коллегам не должно быть стыдно за свою работу. Однако мнение населения может быть другим.

– Каким образом депутаты поддерживают обратную связь с населением?

– У нас схема отработана еще 10 лет назад. Каждый депутат по графику ходит на встречи с журналистами, на собрания граждан. Кроме того, у каждого депутата есть своя приемная, где встречи с гражданами проводит либо он сам, либо его помощник. За этот год в общей сложности всем депутатам поступило около пяти тысяч обращений. Все они рассмотрены.

– Многие жители жалуются, что чаще за депутата прием ведет помощник и «живого» народного избранника они не видят. Ведется ли учет, кто именно вел прием, есть ли у депутатов обязанность провести определенное количество приемов лично?

– У нас есть отдел по работе с населением, там, правда, работает всего один человек. Он контролирует этот вопрос. И ежеквартально мне на стол ложится отчет: кто провел прием – депутат или помощник. Ко мне за этот год обратились не более десятка человек с требованием о встрече лично с депутатом. Не будем забывать, что у нас только три депутата состоят в думе на постоянной основе: я, Юрий Коновалов и Николай Романов. Остальные – на общественных началах, то есть зарплату они не получают. Например, Владимир Шевчик старается всегда сам проводить прием. А у кого-то из депутатов работа связана с постоянными командировками. Я к сожалению, сам не всегда могу лично проводить прием.

– Как складываются взаимоотношения с администрацией, с главой города, который должен отчитываться перед городской думой за свою работу? Приходилось ли принимать жесткие меры в отношении исполнительных органов власти в каких-то вопросах? Ведь в этом году хватало претензий со стороны населения по поводу работы городских служб.

– Безусловно, глава администрации подотчетен думе, и ежегодно он держит ответ по итогам своей работы. Если возникают серьезные вопросы, то по решению депутатов, он может быть приглашен на заседание для разъяснений. Разногласия у нас, конечно, есть и будут всегда. Но их можно разрешать по-разному: можно сесть за стол переговоров, а можно поиграть на публику. Стараемся, как говорится, сор из избы не выносить, решать все спорные моменты в рабочем порядке. Я с Евгением Владимировичем (Куйвашевым – прим. авт.) встречаюсь практически ежедневно, если кто-то из нас не находится в командировке. Если у другого депутата возникает вопрос, мы организуем его встречу с главой администрации. Что касается претензий горожан, то будем честными: люди всегда будут чем-то недовольны, это нормально. А в России особенно.

– По недавней ситуации с уборкой снега что можете сказать?

– За короткий период выпала трехмесячная норма осадков. В городе просто нет такого количества техники, чтобы справиться с этими объемами. Естественно, в первую очередь убирались центральные улицы, ежедневно собирался оперативный штаб во главе с Евгением Куйвашевым, с участием представителей МЧС. Мы вынуждены были даже обращаться к предпринимателям, у которых есть погрузчики, грейдеры, нанимать эту технику за бюджетные деньги. К примеру, в Европе 15 сантиметров осадков выпадет – паника, авиарейсы отменяют. Там ситуация ничуть не лучше: также не хватает техники, людей. Мы же, пусть не сразу, с проблемой справились.

Покупать лишние машины, чтобы они потом весь год стояли, платить за них налог на имущество – нерационально. Тем не менее мы планируем потратить 100 миллионов на приобретение дополнительной техники, которую распределим по управам города, чтобы справляться с подобными ситуациями. Также для уборки снега в резервный фонд на следующий год будет выделено 20 миллионов рублей.

– Какие решения городского парламента стали в этом году наиболее значимыми?

– Давайте так: для вас не как журналиста, а как для гражданина, что главное?

– Много чего.

– Ну, прежде всего, это, наверное, жилье, работа, тепло, горячая вода, убранный двор, достойный уровень зарплаты. Именно это входит в задачи думы – создавать комфортные условия для жизни граждан. Поэтому любой вопрос является ключевым и значимым. Но упор, конечно, был сделан на проблемы ЖКХ. Вспомним, что в советские годы сети строили всевозможные предприятия и организации, поэтому многие из сетей сегодня просто не учтены. Поэтому мы до сих пор находим бесхозные трубы, которых нет на бумагах, чертежах. Потому что какой-нибудь главк построил в свое время дом, сети подвел, а нигде их не указал. И когда сегодня начинают рыть – натыкаются на трубы, которых по бумагам там быть не должно, – в итоге несколько домов без тепла. В Тюмени насчитывается 480 километров разводящих сетей, 63 процента которых крайне изношены. Надо еще спасибо сказать «Фортуму», который вложил свои 230 миллионов в ремонт и замену труб.

– Означает ли это, что дальше ситуация с состоянием сетей будет ухудшаться?

– Чтобы выйти на необходимый норматив – замена 4–6% сетей ежегодно, – нужно тратить на это около миллиарда рублей в год. Если в течение ближайших пяти–десяти лет нам удастся соблюдать этот норматив, ситуация будет выправляться и коллапса удастся избежать. Ведутся переговоры с ГУС и ЖКХ области по этому вопросу. На сегодняшний день мы тратим в год около 700 миллионов рублей, но это не только замена, но и подготовка к зиме и другие обязательные работы в сфере ЖКХ. Сейчас весь жилой комплекс обеспечен теплом, однако не везде, к примеру, есть горячая вода.

– В целом в социальной сфере можно говорить о том, что последствия кризиса преодолены?

– Из кризиса мы выкарабкались, но до уровня 2008 года не дотянули. И в следующем году ситуация будет примерно такой же, какой была в этом.

– В связи с последними изменениями в налоговом законодательстве малый бизнес в следующем году не рухнет?

– Да, малому бизнесу тяжело придется, несмотря на те меры, которые принимаем мы и областные власти. Надо признать, не каждый выдержит предстоящее увеличение налоговой нагрузки. С другой стороны, если вспомнить кризис, то сложности порой приводят к оздоровлению ситуации на рынке. В свое время в строительство подались все кому не лень. В итоге качество исполнения заметно снизилось. Но в результате кризиса на плаву остались только наиболее сильные и профессиональные компании.

– Кстати, о «непрофессионалах»: как городские власти помогают обманутым дольщикам 56 недостроенных тюменских домов? Ведь для многих людей это буквально вопрос жизни и смерти, поскольку им просто негде жить.

– Проблему мы неоднократно рассматривали на своих заседаниях, но основная роль в этом вопросе отведена ГУС и ЖКХ Тюменской области. Ситуация, пусть тяжело, медленно, но меняется. Некоторые дома уже на стадии завершения.

– А дума рассматривает вопросы архитектурного облика города, к которому у специалистов и населения очень много нареканий?

– Конечно. Этим занимается комиссия во главе с Игорем Самкаевым. Мое мнение такое: Тюмени просто не везет на хороших архитекторов.

– Может быть, потому что их часто меняют?

– Может быть, и поэтому. Но главное – не хватает системности. К нынешнему главному архитектору вопросов очень много, на последнем заседании городской думы прозвучали не все. И скидки на его молодость тут никакой быть не может. Ты согласился занять эту должность, взять на себя ответственность – будь добр выполняй те требования, которые возложены на тебя законодательством. Справедливости ради надо сказать, что архитектурой в городе занимаются неплохие специалисты, но проблема в том, что они все «объектовщики», как они сами себя называют. То есть это специалисты, которые могут проектировать конкретные объекты: дом, офис, торговый центр. А есть еще «городошники». Их, к сожалению, готовят очень мало и, как правило, быстро разбирают. А нам не везет – мы не можем хорошего «городошника» найти.

– Много в последнее время говорится о том, что заседания думы стали более «сухими», скучными, неинформативными по содержанию.

– Вам бы хотелось чего-нибудь «жареного»?

– Не в этом дело. Часто люди, которые приходят со стороны, не могут понять сути процессов, многие вещи остаются за кадром, понятными только самим депутатам. Например, рассматривается какой-нибудь документ, выходит докладчик на трибуну и говорит: «пункт такой-то, такие-то и такие-то абзацы снять». Что было в этих абзацах, как это повлияет на содержание документа, непонятно. Упорядоченность хороша. Но в итоге заседание парламента превращается по сути в механическое голосование. Тогда зачем приглашать граждан, прессу?

– В прежние годы на заседаниях думы действительно подробно обсуждался каждый вопрос. Мы отошли от этого, в чем есть и моя вина, а может быть, и заслуга, чтобы доскональное изучение отдать на откуп комиссиям, на заседаниях которых обсуждается каждый пункт, каждая запятая, каждая копейка. На комиссии должно быть выработано оптимальное решение, которое затем будет озвучено и принято на общем заседании думы. Если мы начнем заседания думы проводить так, как проводятся заседания комиссий, нам суток не хватит. То есть все самое интересное сейчас происходит на комиссиях, где директор департамента или замглавы города отчитывается, например, за каждый метр прорванной трубы, за каждый рубль, вложенный в ее ремонт и тому подобное.

Я считаю, это самый конструктивный вариант работы на сегодняшний день. Показательно, что при прежнем формате я в месяц получал по два-три представления от прокуратуры по поводу всевозможных нарушений. Сегодня если какой-то вопрос оказывается не доработанным, комиссия передает его обратно в администрацию на исправлением недочетов. Комиссия может заседать хоть двое суток, дума – строго по регламенту.

– Какие задачи будут стоять перед городским парламентом в следующем году?

– Решение проблем ЖКХ, о которых уже много сказано, станет главной темой работы думы и в дальнейшем. Беспокоит проблема постоянного роста тарифов. Причем плата за обслуживание домов остается неизменной уже долгое время, а вот коммунальная составляющая растет каждый год. А когда пытаешься выяснить, почему снова растут тарифы, ответы, как правило, одни и те же: газ подорожал, бензин подорожал. В итоге все сводится к монополиям. Стыдно признавать, но живем в нефтегазоносном крае, в стране с неисчерпаемыми ресурсами, но сами платим за них огромные деньги. А когда вступим в ВТО – и вовсе будем по мировым ценам расплачиваться.

Вторая задача – обеспечить доступность детских садов. В этом году частично снята напряженность за счет открытия частных садиков и групп краткосрочного пребывания. Но в корне проблему это пока не решает. Также важный вопрос – ремонт социальных объектов: школ, поликлиник, тех же детсадов.

Третья большая проблема, требующая пристального внимания, – это пробки. Проекты, которые были разработаны еще в 2008–2009 годах: пробивка улиц, реконструкция моста через Туру по ул. Мельникайте и другие, – необходимо реализовать как можно скорее. Например, для строительства моста через железную дорогу на ул. Монтажников осталось только найти деньги – проект готов. Не завершен проект объездной дороги. Но в это строительство даже губернатор деньги вкладывать не может, потому что это федеральная трасса. А на федеральном уровне нам денег не выделяют уже два года, потому что считают, что в Тюмени и так все слишком хорошо и надо помочь другим регионам.

– Вы в Тюмени живете уже много лет. Что вам здесь больше всего не нравится?

– Интересный вопрос. Больше всего в плане работы мне не нравится наша система бюрократии. Воюю с ней 10 лет и не могу победить. Я человек сдержанный, но иногда в связи с этим срываюсь на великий и могучий. Чиновник у нас считает, что если сел в это кресло – он царь и бог. Я не устаю им говорить: вы получаете зарплату благодаря тем, кто работает там, на улице. И второе, что не по душе, – наш менталитет иждивенческий. Все хотят, чтобы за них кто-то что-то делал. Я понимаю пожилых, пенсионеров – они свое по 30–40 лет отпахали за копейки. Но молодежь с таким отношением я не понимаю. Вот говорят, у нас безработица. Однако рабочих мест ведь достаточно. Просто не хотят люди на рабочие специальности идти. Все хотят в галстуках сидеть и хорошую зарплату получать.

– Что пожелаете тюменцам в канун Нового года?

– Хочу сказать, что все требования жителей нашего города к властям справедливы. Пожелаю им набраться терпения, мы обязательно будем жить лучше. Важно научиться думать и заботиться о себе и своей семье. Когда человек сосредоточен на развитии самого себя, соответственно развивается и общество. Пожелаю тюменцам здоровья, друзей, чтобы всегда был накрытый стол и почаще улыбаться в этой жизни.

– Новый год где встречать будете?

– Как и многие, дома в кругу семьи.

Фото: Фото Варвары ДЖУМАНДЖИ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем