Бизнес «Банзай» в шестой раз покоряет мир

«Банзай» в шестой раз покоряет мир

Четвертую весну подряд на побережье Турции под знаменами издательского дома «Банзай» проводится состязание команд и участников из России и ближнего зарубежья. В этом году в IV Международной парусной регате «Банзай покоряет мир» принимают участие 14 команд

Четвертую весну подряд на побережье Турции под знаменами издательского дома «Банзай» проводится состязание команд и участников из России и ближнего зарубежья. В этом году в VI Международной парусной регате «Банзай покоряет мир» принимают участие 14 команд: на пяти монотипных яхтах Sun Odyssey 42 I с генакером и девяти яхтах Moorings 43. Четыре года назад, на первую регату, люди ехали за приключением, сейчас к этому добавился здоровый спортивный азарт. На первые регаты попадало немало случайных людей с деньгами, которым в итоге яхтенный спорт оказался не по зубам. Сейчас участники становятся все более самостоятельными, амбициозными – из них вырастают настоящие яхтсмены. Этим нынешняя регата отличается от предыдущих.

Как положено, крепкий ветер в первый день взбодрил всех 120 человек, которые приехали на гонку. И стало понятно, что увеселительной прогулки с прохладительными напитками и негой под солнышком здесь не будет. Вот, наконец, все участники собрались в уютном ресторанчике и вопреки распространенным стереотипам о русских устроили жеребьёвку команд.

Жребий обязателен. Именно так распределяются зафрахтованные яхты. Ведь даже автомобили с конвейера могут иметь небольшие отличия, чего же говорить процессе кораблестроительства. Естественно, все яхты в море ведут себя по-разному.

Этап первый. Старт

Сам этот этап проходил по маршруту Гечек – Екинчек. Дистанцию длиной в 32 морских мили первым прошел шкипер Евгений Никифоров. Прямо со старта его команда «Нижний Тагил» оставила остальному дивизиону Platinum возможность бороться лишь за второе и третье места. В дивизионе Platinum соревнуются однотипные 39-футовые крейсерские яхты. Конструктивных преимуществ нет ни у кого, успех зависит от командной работы экипажа в количестве семи человек. Ну и от удачи, конечно. Так команда Lucky Star в этом дивизионе забрала второе место, а «Татарстан» – третье.

Характер команды не зависит от опыта ее членов. Новая команда «Интер» не только состояла из новичков, но и вовсе была сборной – в нее входили предприниматели из Москвы, Волгограда, Тюмени. И в первой же гонке команда «Интера» заняла первое место в дивизионе Gold. Команда так же, как и «Нижний Тагил», удивила соперников резвым стартом. Правда, отрыв был не таким значительным. По пятам шла яхта «Тюмень» под управлением Игоря Буковского, который в напряженной борьбе на первом этапе завоевал «серебро». Третьей пришла яхта «Ямал».

По правилам проведения регаты, очки насчитываются в зависимости от позиции команды при пересечении финишной линии. Например, яхта пришла первой – одно очко, второй – два и так далее. В итоге побеждает команда, набравшая меньшее количество очков по результатам всех пяти этапов.

Этап второй. Шторм

Утро 3 мая для участников регаты началось, как и прошлое, с бодрой тренировки. Впереди Мармарис и 12 миль гонки.

Из-за шторма столкнулись яхты «Татарстан» и «Гардемарины» из дивизиона Platinum. К счастью, обошлось без пострадавших. Чтобы выяснить, кто прав, а кто виноват, по окончании гонки просматривали видеозапись ситуации на старте. Протестовый комитет работал больше четырех часов и все это время больше половины участников просто стояли и внимательно слушали, как же происходит разбор протеста и спорной ситуации. Хотя аниматоры предлагали дискотеку и развлечения, всех гораздо больше интересовали соревнования и то, что происходит в гонке, нежели отдых.

Этап третий. Борьба обостряется

Залив Мармарис похож на равнобедренный треугольник размером 6х4 мили, город находится в его северной части, в вершине этого треугольника. На третьем этапе яхтсменам нужно пройти дистанцию по периметру залива в 12 миль. А значит, очень много работы с парусами. За один этап придется идти и при попутном, и при боковом, и даже при встречном ветре. Сегодня он усилился. И поэтому команды прошли этап в два раза быстрее, чем обычно.

За тюменцами сохраняется второе место, и борьба обостряется. По итогам трех гонок яхта «Тюмень» отстает на одно очко от первого места. Его на тот момент захватил команда Ямал, в общем, земляки. Север наш дает о себе знать. Ну а в спину дышит сборная команда, в которой, кстати, также есть два участника из Тюмени.

«Завтра будет тактическая позиционная борьба. Это самое интересное, – предсказывает член оргкомитета международной парусной регаты «Банзай покоряет мир» Юрий Матвеев. – Она не всегда, как шахматы новичку, понятна всем членам команды, это будет больше психологическая борьба экипажей. Потому, что каждый шкипер, каждая команда знает своего основного соперника и уже будет друг друга придерживать, не пускать на старте. Команды будут бороться с кем-то против кого-то с первых миль гонки. Это стратегические позиционные бои, которые всегда выдаются очень напряженными и интересными на финишных этапах».

Этап четвертый. Лавировка

И действительно, гонка четвертого этапа стала, пожалуй, самой интересной и драматичной. Лавировка выводила вперед то одну команду, то другую. Во избежание столкновений яхтсменам приходилось выбирать менее выгодную позицию, сбрасывать скорость, менять курс.

«Для Тюменской команды это был не самый удачный день, – говорит капитан Эдуард Алексеенко. – Мы пришли пятыми. Завтра поборемся. Потому что команда настроена на результат, я думаю, что есть все шансы выйти на второе место. На первое, надо себе честно признаться, нам выйти нет возможности – очков многовато, но за серебро бороться будем».

Два предыдущих мастерских выступления позволили команде остаться в первых рядах, несмотря на неудачу. В общем зачете у «Тюмени» третье место.

«На сегодняшний день, – продолжает Эдуард, – команда «Тюмень» лучше всех ставит спинакер (тип паруса, предназначенный для использования на полных курсах), генакер (в большинстве случаев может служить альтернативой спинакеру). Левый шкотовый – Сергей, который первый раз на регате, он генакер несет так, будто делал это всю жизнь. И у нас завтра по метеопрогнозу будет фордевинд (курс, при котором ветер дует в корму), и вот тут мы должны быть на высоте. Хочу сказать всем тюменцам – болейте за нас, мы вас не подведём. Тюмень, мы боремся за честь нашего города».

Пятый-шестой этапы. Финиш

Последние этапы гонки объединили в один, и по накалу страстей этот день затмил все предыдущие. Сильнейший ветер, порванные паруса и полный штиль – все это вместила в себя всего одна гонка.

«Было объявлено штормовое предупреждение – рассказывает организатор регаты, владелец издательского дома «Банзай» Юрий Матвеев. – Но, несмотря на это, практически все команды ставили специальный парус – генакер – все хотели выиграть. В результате этого было в клочья разорвано три паруса. Экипажи не пострадали, но скорости были потеряны, а вместе с ними и призовые места».

С целыми парусами остались только две команды из пяти – «Ямал» и «Тюмень». Всю гонку они боролись за первое место на последнем этапе, но в нескольких десятках метров от финишного судна яхта «Тюмень» попала в ветровую тень – место абсолютного безветрия. Штиль.

Из ветровой тени выходили мучительно медленно, лодка остановилась, потеряла скорость и слабый ветер уже не мог ее разогнать. Это психологически очень трудно, когда попадаешь в ситуацию, в которой ничего не можешь сделать, и от тебя ничего не зависит. Элемент удачи присутствует в любом спорте. И это мучительное ожидание крайне тяжелое. Но штиль не может быть вечным, слабый ветер наполнял паруса.

В итоге, на последнем этапе, тюменцы сохранили и парус, и вторую позицию. В общем зачете по итогам всех набранных очков наши земляки догнали команду, шедшую на втором месте. В таком случае происходит оценка по количеству первых мест на прошлых этапах. По итогам этого подсчета команда «Тюмень» под управлением латвийского шкипера, неоднократного чемпиона СССР Игоря Буковского взяла бронзу. Первое место заняла команда «Ямал» под управлением шкипера Зайнулина, который в прошлом году совершил переход через Атлантику. Вторая итоговая позиция у команды «Интер» под управлением Романа Тимофеева.

«Несмотря на то, что мы всего лишь третьи, возвращаемся в Тюмень с высоко поднятой головой – говорит Эдуард Алексеенко. – Потому что команда отработала на 100 процентов. Всем новичкам, которые первый раз были на регате, очень понравилось. Даже сегодня один член команды, готовя обед, сказал: «как жалко, что все кончилось, что не будет очередного дня гонок». И я открою маленький секрет: хотя вопрос еще не решен, в коллективе уже начались разговоры о возможном реванше осенью, на регате в Хорватии».

Эпилог

Вот и закончился Первомай турецкого берега. Регата под девизом «Банзай покоряет мир – 2011» завершена. Как и в каждом виде спорта, его величество случай внес свои коррективы в расстановку сил, а Нептун гнал волну тем, к кому благоволил. Вплоть до последней гонки не было ясно, у кого больше шансов на победу. Судьи, увидев азарт участников приняли решение не ограничивать участников по применению спортивных парусов, и уже шкиперы с экипажами решали сами – рисковать или нет. Все команды знали о потере депозитов в случае повреждения такелажа, все понимали, что при ветре больше 20 узлов – а ветер дул все 30 – генакерами пользоваться рискованно, но все шли на риск, азарт борьбы не уступал по накалу профессиональному спорту. И для всех участников это был ещё один серьезный экзамен, они на себе испытали всю силу и красоту стихии. Это настоящие впечатления, которые останутся с участниками на всю жизнь!

Алексей КОЛМАГОРОВ
Фото: Фото предоставлены ИД «Банзай»

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем