Город Борис Мишатин: спасти командира

Борис Мишатин: спасти командира

День Победы в нашей стране – это, пожалуй, самый трепетный и трогательный праздник в году. День, подаривший человечеству второй шанс. Но время неумолимо, и год от года блекнут фотографии, и все меньше становится участников тех драматичных событий, когда каждые прожитые сутки были уже подвигом, а каждый час мог навсегда изменить привычную картину мира. Проект «Пять шагов Великой Победы» сайта 72.ru вместе с ветеранами вспоминает истории военных лет.

Ветеран Великой Отечественной войны, легендарный спортивный журналист и заслуженный тренер страны Борис Алексеевич Мишатин добровольно ушел на фронт в 15 лет. Участник войны с Японией, он был торпедистом в составе бригады торпедных катеров Тихоокеанского флота.

Война застала Бориса Алексеевича в Тюмени, куда семья Мишатиных переехала из Забайкальского округа по долгу службы отца в 1937 году. Когда началась война, охваченный волной патриотизма четырнадцатилетний Борис вместе с двумя друзьями тайком отправился на фронт. Ребят задержали в Ярославле, вернули назад в Тюмень и вызвали родителей. Отец Бориса Алексеевича в то время уже находился на фронте (так и не вернулся домой – погиб в Берлине), поэтому серьезного разговора удалось избежать. Тогда мальчик для себя решил пойти на войну другим путем.

Такой случай представился ему уже на следующий год – в мае 1943-го. В Тюмень приехали моряки набирать добровольцев на фронт. Борис Мишатин вместе с друзьями Левой Бурдуковым и Виктором Кантышевым поспешили в горисполком, где заседала комиссия. Первым вышел Виктор. Юношей он был крепким, но небольшого роста, поэтому ему посоветовали еще подрасти и уже на будущий год поступить в ряды моряков.

«Вторым к комиссии вышел Лева Бурдуков, он сразу встал в боксерскую стойку, намекая на то, что с ним шутки плохи. Матросы засмеялись и говорят: «Хорошо, возьмем боксера и вашего продолговатого друга возьмем». Я действительно в то время был выше своих сверстников на целую голову. Меня спросили, каким спортом занимаюсь. Сказал, что играю в хоккей в детской школе «Спартак» и занимаюсь плаванием. Таким образом мы и попали с Левой Бурдуковым на флот», – вспоминает Борис Алексеевич.

Новобранцев погрузили в вагоны и отправили во Владивосток на Тихоокеанский флот. Немного не доехав до конечной точки назначения на станции Смолениново, где в те годы располагалась школа младших авиационных специалистов, призывникам предложили учиться на воздушных стрелков-радистов, мотористов и других летных специальностей. Большинство согласилось, но только не Борис Алексеевич. Из тысячи добровольцев только человек 50-60 твердо решили служить на флоте. Так Борис Мешатин попал в Школу оружия на острове Русский, где выбрал для себя профессию торпедиста.

Торпедные катера, на которых воевали моряки, собирали в Тюмени. Всего наш город выпустил 196 торпедных катеров, которые исправно сражались на Северном флоте, Балтике, Черном море и Тихом океане. Тюменский судостроительный завод за эту боевую заслугу был награжден Орденом Отечественной войны.

Во время службы Борис Мишатин побывал в Северной и Южной Корее, атаковал японские корабли, высаживал диверсионные группы в тыл противника, охранял водные границы Родины, получил ранение.

Окончание Великой Отечественной войны моряки встретили в небольшом рыбацком поселке Зарубино.

«Рано утром наш радист Коля Шмелев закричал: «Победа! Победа!» Все выбежали на палубу, обнимали друг друга, целовались, плясали. По команде командира катера дали салют. Люди с берега махали нам и кричали «Ура», – говорит Борис Алексеевич.

Так закончилась война на Западном фронте и началась на Восточном. Пушки гремели вплоть до принятия Японией безоговорочной капитуляции 14 августа 1945 года.

О подвиге, который совершил Борис Мишатин – спас жизнь будущему герою Союза и командующему Тихоокеанского северного флота Льву Пантелееву, наш герой говорит скромно: «Я просто был ближе всех. Окажись на моем месте любой из тех матросов, кто находился рядом, поступил бы точно также».

В то время Лев Пантелеев служил начальником штаба, и ему нужно было попасть в штаб авиационной части. В число матросов, составляющих группу охраны этого офицера, входил и Борис Алексеевич. Дойдя до здания штаба, Лев Пантелеев уже собирался открыть дверь, чтобы зайти внутрь, но бдительный матрос Мишатин опередил начальника – едва дверь отворилась, как грянула автоматная очередь. Борис Алексеевич сбил с ног Льва Пантелеева и капитан-лейтенанта, замполита Черногривова и тем самым спас им жизнь. Начальник штаба поднялся на ноги и сказал: «Мальчик, ты мне жизнь спас». После этого, когда пришло время демобилизации, офицер долго уговаривал спасителя остаться на сверхсрочную службу под его началом. Но молодому человеку, отслужившему на флоте семь лет, очень хотелось пожить гражданской жизнью. Так закончилась военная служба.

Борис Мишатин награжден 32 орденами и медалями. Самая дорогая из них – медаль адмирала Нахимова. Он единственный в Тюменской области ветеран Великой Отечественной войны, отмеченный медалью Нахимова.

Фото: Видео Павла СОЛДАТКИНА, Юлии ГАЛКИНОЙ и пользователя Youtube.com Великая Отечественная война
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем