×
Открыть
Городские новости и погода в приложении 72.ru
Онлайн-конференция
Архив
Обратная связь
Андрей Степанов

директор департамента образования Тюмени :
«Никто не отнимет у ребенка права на образование»
29 ноября 2011

В четверг, 1 декабря, на сайте 72.ru состоялась онлайн-конференция директора городского департамента образования Андрея Степанова. До вступления в должность Андрей Степанов руководил коллективом школы №91. Департамент возглавил в августе этого года.

Как распределится бюджет городского образования в следующем году? Почему сложно восстановить заброшенное здание детского сада? Какие конкурсы и гранты запланированы для школьников в 2012 году? Ответы на эти и многие другие вопросы о школьном и дошкольном образовании пользователи 72.ru могли во время онлайн-конференции.

Задать вопрос Андрею Степанову можно было задать заранее или в ходе онлайн-конференции.

Фото Ивана СИДОРЕНКО
Просмотров: 4 843
Вопросы читателей:
Всего вопросов: 16 Всего ответов: 14
Игорь 14:27 1.12.2011
- Добрый день. Министерство образования РФ принудительно внедряет в школы изучение религиозных дисциплин, но лично я как родитель категорически против преподавания подобного в школе (считаю, что религиозные дисциплины должны преподаваться исключительно в религиозных учреждениях на добровольной основе). Соответственно вопрос: что предполагает делать городской департамент образования в подобных случаях, когда родители в ультимативной форме против преподавания подобных предметов своим детям? Включая и светскую этику, также включающую изучение основ религий.

Игорь, не совсем согласен с вами. Эта тема много муссируется, в том числе и в виртуальном пространстве. И в этом обсуждении часто рождаются не совсем обоснованные страхи. Я бы посоветовал обратиться к первоисточнику. Никто не вводит принудительно никакие религиозные дисциплины. Речь идет об ознакомительном курсе, который в разных местах называется по-разному. Он прежде всего знакомит с культурой и основами всех религий. Речь не идет о выборе какой-то конкретной религии для изучения. Сегодня мир очень широк для людей. И детям важно знать о том, что вокруг. И не имеет значения, какие религиозные предпочтения есть у родителей. Ребенок просто должен знать и понимать, что есть разные конфессии, в чем их суть и истоки. Так или иначе дети разных конфессий общаются друг с другом, и, чем больше они будут знать о культуре разных религиознеых течений, тем больше будет общего понимания между ними. Это все равно, что изучать географию разных стран. Есть ведь, например, география религий, их распространения, мы ее изучаем в 10 классе. Кроме того, в 8-9 классах есть предмет экономической и социальной географии России. И там тоже есть тема распространения религий. То есть эта тема не нова для школы. И никто не насаждает никаких религиозных культов. Церковь по закону отделена от государства. В то же время мы солидарны с представителями разных конфессий о том, что ребенок должен иметь некие первоначальные знания о сути религий. При этом подчеркну, что без общественного обсуждения вопрос введения таких предметов решаться не будет. Но если бы меня спросили, хотел бы я, чтобы мои дети изучали в школе основы религиозных течений, отвечу – да. Вот я к одной национальной и конфессиональной группе отношусь, а бабушка моего внука – к другой. И я хочу, чтобы мой внук понимал, что нас в этом вопросе ничего не разделяет.

Цыглер Татьяна 13:50 1.12.2011
- Присоединяюсь к словам выпускников 21 школы! Андрей Эдуардович, желаем вам успехов в работе!
Татьяна, спасибо большое!
- Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему, не смотря на то, что Министерство образования и науки РФ много лет твердит, что средства на канцелярские принадлежности в садики, игрушки и другие необходимые вещи выделяются в достаточном количестве, что любые просьбы администрации садика о сборе денег незаконны, в Тюмени в договоре с образовательным учреждением до сих пор существует пункт, в котором говорится, что обеспечение детей канцелярскими принадлежностями является заботой родителей? Проводились ли с заведующими детских садов разъяснительные беседы об этой проблеме? Достаточно ли в этом году выделено денег для обеспечения детей канцелярскими принадлежностями и игрушками, в том числе для игр на свежем воздухе?

Добрый день. Канцелярские принадлежности в садики, игрушки и другие необходимые вещи, безусловно, заложены в нормативе на содержание ребенка в детском саду. Но к хорошему привыкаешь быстро и хочется чего-то нового. Кроме того, индустрия игрушек сегодня развивается очень быстро, и появляется так много новых развивающих игр, комплексов, что подчас руководителю детсада, опять же в интересах ребенка, хочется, чтобы группы были оснащены самым современным игровым инвентарем. Чтобы не с дешевыми убогенькими игрушками дети возились. Поэтому он и обращается к родителям. Кроме того, детсад – это сложный комплекс водо-, энерго- теплоснабжения и так далее, периодически это хозяйство выходит из строя. И в каких-то экстренных ситуациях деньги, выделенные на канцелярию и игрушки, перераспределяют на срочный ремонт. В итоге возникает определенный недостаток средств у детского сада. При этом никто не в праве требовать, именно требовать, с родителей какие-то средства помимо тех, которые заложены на содержание ребенка (родительская плата). При этом законодательство и уставы автономных учреждений не запрещают привлекать средства таким образом, но только на принципе добровольности и открытости. Никаких наличных денег нет и быть не может. Необходимость той или иной помощи обговаривается на общем собрании. Никаких кулуарных решений. И только приняв общим собранием единое решение (например, купить в группу аквариум, чтобы дети видели живых рыбок, понимали, что такое живая природа, учились ухаживать и так далее), руководство и родители договариваются о помощи. При этом никто не может сказать: «Вы, вы и вы обязаны принести такую-то сумму». Каждый соотносит такую помощь со своими возможностями. И только добровольно.

Екатерина 12:40 1.12.2011
- Подскажите, пожалуйста. В Тюмени есть представительство Московского экономического института. Лицензия на образовательную деятельность у них до лета 2013 года. Если поступать там учиться, оплачивать два года обучения, успешно все сдавать, а после они не смогут пройти аккредитацию, и лицензия будет отозвана, что будет с их студентами, обучающимися в представительстве города Тюмени? Спасибо.

Екатерина, департамент образования города Тюмени занимается прежде всего вопросами дошкольного и общего образования. Вопросы любого вида профессионального образования (начального, среднего, высшего) относятся к компетенции Департамента образования и науки Тюменской области. Но как родитель, как житель города, как человек, который получил образование в Тюменском государственном университете, могу лишь дать совет поступать в тюменские вузы и получать надежное классическое образование, за качество которого затем будет кого спросить.

Горбунова 11:10 1.12.2011
- Моему ребенку четыре года, есть место в муниципальном детском саду №39, относимся туда по месту жительства. Сейчас ходим в частный сад, в котором нас все устраивает, в муниципальный вынужены носить справки о болезнях, пишем заявление на отпуск, справки о санаторно-курортном лечении и тому подобное, чтобы не потерять место, так как жизнь может измениться, и я не смогу позволить себе частный сад. Вопрос следующий: отказавшись от места в муниципальном саду, я могу претендовать на него в случае надобности, если нам уже четыре года? Заведующая детским садом сказала, есть очередь в нашу группу и когда мы попадем, если откажемся, неизвестно. В прошлом году мы не ходили девять месяцев, другой ребенок бы смог ходить вместо нас.

Добрый день. Конечно, с точки зрения человеческой этики, в этой ситуации, если вас все устраивает в частном саду, лучше дать возможность пойти в детский сад другому ребенку, который в этом нуждается. Если изменятся жизненные обстоятельства, я вас приглашаю к себе на прием в департамент, и мы обсудим ваш вопрос.

Ремезова Юлия 10:59 1.12.2011
- Добрый День Андрей Эдуардович! Ваши бывшие ученики 21-й школы помнят вас как самого классного учителя географии и замечательного педагога. Надеемся, что с приходом вас в департамент улучшится многое в сфере городского образования, будем знать, что пришел ответственный и неравнодушный к проблемам школы человек. Удачи вам в работе.

Спасибо большое. Считаю, что это лучшее время в моей жизни и горжусь, что многие мои ученики из 21-ой школы – сегодня мои друзья, у нас замечательные добрые отношения.

Селезнева Екатерина...  22:27 30.11.2011
- Ответьте, пожалуйста, как вы относитесь к тому, что закрывают спортивные залы, по какому принципу? Не говорите, что возврат используемых не по назначению, это неправда. Сотрудники детских садов жалуются на нехватку воспитателей, кто и где (учреждение) готовит воспитателей?

Добрый день. Чтобы понять, что правда, а что ложь, надо опираться на факты. А непреложным фактом в данной ситуации является то, что есть понятие «типовой проект». Если в проекте детского сада предусмотрены только группы и универсальный зал, то они там и должны быть. У нас за исключением некоторых детсадов недавней постройки ни в одном проекте спортзалов не предусмотрено. Их изначально в детсадах 20-30-летней давности там просто не было. Были универсальные залы. Демографическая яма привела к тому, что помещения пустовали. Замечательно, что руководители детских садов вместе с родительской общественностью, депутатским корпусом творчески использовали эту возможность, открывали спортивные помещения. Но их и залам-то не назовешь, потому что никакие нормы не соблюдаются. Ни один детский сад с типовым спортзалом никакому переоборудованию не подвергался. При этом в каждом детском садике остается универсальный зал, который также используется как спортивный. Также возникает вопрос: что делать с санитарными инструкторами, ведь они теряют работу? Это не так. Наоборот, их работа приобретает совершенно иное содержание и куда большую значимость. От них требуется больше творчества, ответственности и активности. Вообще удивительно, когда люди негативно реагируют на переоборудование спортзалов под новые группы. В этом сквозит некий эгоизм: верните мол нам спортзал, а то что у других детей нет возможности ходить в детский сад, нам наплевать. Куда подевалась наша взаимовыручка и участие, что всегда было в традициях нашего народа? Это же здорово, что столько детей сегодня рождается. И сегодня молодым родителям обязательно надо работать. Но когда в сады громадные очереди, и мы можем дать в каждом детском саду по 20-50 дополнительных мест, разве это плохо? Переоборудуются ведь не только спортивные залы, но и различные вспомогательные помещения: кабинеты разгрузок, кладовые, методические кабинеты и так далее. Помещение, соответствующее санитарным нормам, в первую очередь должно работать на ребенка. Например, заместитель губернатора Наталья Шевчик изучила опыт зарубежных стран в части физического воспитания дошкольников. И она удивлена наивностью наших граждан, которые думают, что если два раза в неделю ребенок побегал в спортзале, это вроде как достаточно. А почему не заниматься на улице? Пеняют на суровый климат. Да перестаньте. Вспомните себя в этом возрасте. Дай мне в детстве на улице побегать, никакой мороз не страшен. Когда в школе занятия отменяли, все бежали играть на улицу, никто не удержит. Наталья Александровна рассказала, что в Австрии, где погода совсем не так хороша, как многие думают: дожди постоянные, сырость, – дети тем не менее гуляют очень много. Ребенок должен проводить максимум времени на воздухе. Вот где подвижность, здоровье.


По второй части: сотрудники детских садов правильно жалуются на нехватку воспитателей, потому что бум рождаемости в последние годы действительно породил некий дефицит кадров, и не только в детских садах, но и учителей начальных классов. Готовят таких специалистов у нас в педагогическом колледже, в пединституте Тюменского государственного университета. А также в Тобольской социально-педагогической академии и Ишимском пединституте. Также к нам приезжают воспитатели с образованием, полученным в Кургане, в Шадринске. В моей бывшей школе работали педагоги с дипломами челябинских и екатеринбургских вузов. Мы понимали, что увеличение числа детей будет, но, возможно, не до конца точно спрогнозировали эти показатели. К тому же систему профессионального образования так быстро, что называется, не развернешь. Если даже сейчас наберут больше студентов, то в систему они придут лишь через пять лет. К тому же дефицит кадров был вызван низкой заработной платой в нашей сфере. Теперь, после сентябрьского повышения, согласно мониторингу, зарплата воспитателя в детских садах со всеми доплатами в среднем по городу составила 19 тысяч рублей. Конечно, где-то поменьше, где-то больше. Зависит от того, сколько дополнительных услуг предлагается в учреждении. Но мы сегодня серьезно работаем с административным корпусом, с бухгалтериями детсадов, для того чтобы эти перекосы были минимизированы. Нагрузка везде должна быть примерно сопоставимой. Добавлю, что работники детских садов как представители бюджетной сферы могут участвовать в программе субсидирования приобретения жилья. Любой работник бюджетной сферы, проработавший в сфере 10 лет и подпадающий под критерий нуждающегося, может претендовать на субсидию в 400 тысяч рублей и льготный кредит в миллион рублей под один процент. Кроме того, правительство области вводит компенсацию под съем жилья. Это очень важное подспорье для молодых специалистов, особенно иногородних

- Здравствуйте! По месту жительства мы относимся к детскому саду №160, ребенку один год. Заведующая сказала, что в сад мы и в три года не попадем, хотя встали в очередь, когда ребенку не было и одного месяца! Учитывая, что у нас ипотечный кредит и долго в отпуске по уходу за ребенком я не смогу сидеть, этот вопрос нужно решать! Куда обращаться, чтобы нас приняли в детский сад? Знаю, что есть группы с двух лет.

Ольга Алексеевна, приглашаю вас к нам в департамент. Мы разберем вашу ситуацию. на сегодня все дети трех лет, за исключением двух-трех районов, обеспечены местами в детских садах.

Ольга Губанова 16:46 30.11.2011
- Здравствуйте, Андрей Эдуардович. У меня есть два вопроса. Моя семья живет в Тюменском микрорайоне, где на район построена одна школа – №92. В 2010 году в школе было семь первых классов, в 2011 году – девять. Является ли нормой такое количество классов? А дома вокруг школы строятся и строятся. Второй вопрос: почему увеличение мест в детских садах решается не за счет строительства новых, современных детсадов, а за счет перепланировки детсадовских спортивных залов, что лишает детей нормальных условий для занятий спортом. Где будут дети заниматься физкультурой?

Конечно, мы не можем нормировать количество классов в школе. Есть закон, который гарантирует гражданам доступность школьного образования. А задача органов власти и уже самого учреждения – построить процесс таким образом, чтобы это право граждан на образование было реализовано в полном объеме. Сегодняшние СанПиНы позволяют нам осуществлять образовательный процесс в две смены. Пока 92-ая школа с этой задачей справляется. Но дома строятся, хотя появление нового жилья не может не радовать. У меня есть документы от Главного управления строительства, где подтверждается, что на территории первого микрорайона будет заложена школа. Уже заложена привязка. Детский сад в Тюменском микрорайоне тоже будет закладываться. Кроме того, социальный центр «Мария» в районе МЖК совместно с органами соцзащиты открыл две группы на 60 детей. В этом смысле радует отношение подрядчиков. В Заречном микрорайоне к строиельству школы решили приступить в декабре. То есть не стали нового года ждать, как это обычно бывает.

- Добрый день. Подскажите, что нам делать. Ребенок рассказывает, что его обижает в садике воспитатель, кричит, наказывает и закрывает в туалете. Воспитатель пенсионного возраста, очень груба даже с родителями. Сейчас мы ребенка в садик не водим, но средства кончаются, и если я откажусь от работы совсем, нам не на что будет жить. Заведующая садиком мер не предпринимает, обосновывая это тем, что ребенок все выдумывает, но сын просто боится воспитателя, при ее виде у него начинается истерика, хотя когда ее замещал другой воспитатель, ходил с удовольствием. Другой группы такого возраста в нашем садике нет. Что нам делать?

Мария, обязательно надо обратиться в наш департамент, к Прохорихиной Елене Евгеньевне. Я думаю, мы эту проблему постараемся решить и разобраться. Можно обратиться также непосредственно ко мне, либо к моему заместителю Любови Александровне Гнусаревой. Но ни в коем случае не терпеть. Грубость не приемлема в работе с детьми.

- Здравствуйте, скажите, пожалуйста, несет ли ответственность школа за вещи, которые были украдены у моего ребенка в коридоре школы? Школа №39, вещи были украдены, но администрация ничего не предприняла, заявив, что они не несут ответственность, даже отговаривали меня писать заявление в милицию, было написано заявление только на имя директора. Время было потеряно и мы просто забрали документы из этой школы из-за такого отношения. Камеры видеонаблюдения в день кражи не работали. Как быть в такой ситуации? Что, правда нет на школе ответственности?

Надо прояснить несколько моментов. Юридической ответственности, прописанной в какой-то норме закона, о том, что школа несет ответственность за пропавшие вещи, на самом деле нет. Особую боль для нас представляют кражи телефонов, хотя волна немного спала, но тем не менее. Здесь вступают несколько иные отношения, и надо непременно обращаться в правоохранительные органы. Поскольку у администрации школы нет права ни вести дознание, ни предпринимать другие действия подобного характера. Но мой опыт работы директором школы показывает, что в 98 подобных случаях в школах ничего не теряется. Вещи чаще всего не крадут, а просто теряются по определенному стечению обстоятельств, иногда абсурдных. Было такое, что ребенок просто заигрался, забыл обо всем на свете. А потом испугался, что мама будет ругать за это. И вот ребенок сочиняет историю, что старшие ребята забрали его ботинки и выбросили в окно. А охранник на все это смотрел и не реагировал. И для пущей убедительности пришел домой в сменных туфельках. Я понимаю возмущение мамы, она была готова всю школу разрушить до основания. Когда стали разбраться, сначала выяснилось, что окно, на которое он указал, вообще не открывается. Охранник показал видеозапись – не было никаких старшеклассников. В общем, не было ничего. Жаль, что мама не нашла сил принести извинения за необоснованные обвинения в адрес учительницы, которая якобы вытолкала детей из кабинета и не проследила, куда пошли дети. У меня учительница рыдала потом сидела. В общем, историй таких много. Было такое, что машками выставляли потерявшиеся вещи, писали объявления родителям, чтобы смотрели и разбирали. Надо конечно быть школам внимательнее, принимать меры к поиску. Но главное – обращаться в правоохранительные органы. Еще посоветую в связи с этим не давать детям в школу с собой дорогих вещей, телефонов, украшений и так далее, которые могут привлечь нездоровое внимание. Это ведь другими детьми воспринимается как демонстрация социального превосходства. И нередко просто в отместку они могут такую ведь стащить, спрятать и так далее. Надо понимать психологию детей. Конечно надо, чтобы ребенок выглядел достойно, но без излишеств.

- Планируется ли открытие ясельных групп в детских садах в микрорайоне Войновка? Почему в садике №25 есть пустая группа (в спальне находится бухгалерия)? Ведь из-за этого 30 ребятишек остались без места в садик.

Здравствуйте, Юлия. Да, главная наша задача сегодня – это ребятишки двух лет. Я постоянно объезжаю детские сады и вижу все больше вот таких детишек двухлетнего возраста. У нас завтра, например, большой праздник, очень радостное событие – открываем детский сад №183. При этом он уже несколько недель он работает в тестовом режиме. И туда ходят как раз эти малыши двух лет.

Любовь  18:35 29.11.2011
- Добрый день! Андрей, подскажите, пожалуйста, когда планируется открыть детский сад в здании центра «Мария» МЖК, сколько планируется групп?

Учреждение в центре «Мария» именно в статусе детского сада мы планируем открыть в 2012 году. На сегодня там уже открыты две группы, туда принимаются детки из семей, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Сейчас они находятся там на бесплатной основе до лета следующего года.

Ксения Мокина  13:44 29.11.2011
- В Москве запись в школы в электронном виде в следующем году начнется не 1 апреля, как обычно, а раньше. В Тюмени такие новшества не предвидятся? а то вдруг кто-то опоздает с записью.

Официальная запись в школы начинается 1 апреля. У нас есть соответствующий приказ. То есть тут никаких особенностей нет. Должен заверить вас и всех горожан, что ни один ребенок в нашем городе не опоздает с записью в школу. Будь то в июне, июле. Хоть 31 августа. Хоть 1 сентября вы придете прямо на линейку – ребенок без школы не останется. Я не знаю ни одного случая нарушения Конституции, закона об образовании, чтобы кто-то лишил ребенка права на образование. А в электронном виде школы будут принимать заявления уже с января. Электронные заявления можно будет найти на сайтах школ.

Родитель  14:37 1.12.2011
- Хочу выразить свое недоумение действующим запретом со стороны чиновников на домашние задания для первоклассников. В частности в нашей школе при недавней проверке со стороны городского департамента образования всех детишек инструктировали, чтобы они на вопрос дядей и теть отвечали, что домашних заданий им не задают. На мой взгляд, дети должны заниматься и дома (хотя бы по полчаса в день – это детей явно не переутомит и поможет лучше учится путем повтора пройденных материалов), и наша учительница считает так же и домашние задания задает. Поясните, пожалуйста.
- Добрый день! По новым стандартам образования для учащихся первых классов увеличили число учебных часов, теперь дети учатся с 8 утра до 13, с одним перерывом на прием пищи. Почему нет большой перемены или динамического часа между обязательными уроками и дополнительными занятиями, почему департаментом не выделены деньги на обед для первоклашек?

Поиск на сайте